Рецензия на книгу Загадочное происшествие в Стайлзе от beshenaia

#каникулы_2024 (3. Дачная)
Читая книгу о любви англичан к убийствам реальным и вымышленным, я с удивлением обнаружила, что дебютный роман Агаты Кристи каким-то непостижимым образом прошёл мимо моего читательского пути! Что и говорить, я решила исправить это досадное упущение. Тем более, что место действия романа полностью соответствовало заданной теме: маленький городок, сельская глушь и отдалённое поместье, в котором обитает благородное семейство. И где, разумеется, происходит загадочное убийство. Куда же без него?
И пусть творчество Агаты я искренне люблю и уважаю, к этому роману всё же подходила с неким опасением: слишком смело было ожидать, что уже в дебютном произведении автор проявит лучшие качества и пленит читателя своим неподражаемым стилем. Поэтому чтение этого романа превратилось для меня скорее в некий эксперимент: я старалась отыскать на страницах книги то, что так люблю в произведениях Кристи, но при этом пыталась подметить и явные отличия от более зрелых творений.
Первое, что хотелось бы мне отметить, это место действия романа. Оно для книг Агаты Кристи вполне стандартно: тихое поместье, аристократическое семейство, словом, настоящая английская идиллия, как раз в моём вкусе. Но забавно, что именно из-за этой тяги Кристи в уже упомянутой мной книге её обвинили в снобизме: мол, пишет только о высших кругах, словно простые люди и не существуют вовсе. Хотя, как по мне, это как раз достоинство книг Агаты. Одно дело, когда простые смертные убивают друг друга, и совсем другое, когда сильные мира сего снисходят для подобной меры.
Второе: само убийство. Оно было загадочным и таинственным и полностью соответствовало стилю автора. В воздухе так и витало, что что-то должно случиться, но при этом само событие оказалось несколько неожиданным: когда хозяйка поместья была отравлена в своей запертой изнутри комнате, возникло очень много вопросов, требующих исчерпывающих объяснений. Кто? Зачем? И, главное, как? Причём подозрения могли пасть на кого угодно: молодого мужа, пасынков, невестку, воспитанницу, прислугу…
Третье: образы сыщиков. Если честно, меня искренне поразило, что уже в первом романе Агаты появились капитан Гастингс и Эркюль Пуаро, причём появились, как бы это получше сформулировать, в уже готовом виде, то есть именно такими, какими они фигурируют и в последующих романах. Внешний вид, привычки, манеры. Да, со временем они были несколько отшлифованы и приобрели дополнительный лоск, но смотрелись вполне прилично уже здесь. То ли Кристи так удачно угадала, то ли сразу изрядно потрудилась при создании своих героев.
И, наконец, четвёртое, само расследование. Вот тут у меня, пожалуй, появилось несколько претензий к автору. Мне нравятся недомолвки и намёки Пуаро и некая пространность его выводов, допускающая разную трактовку событий. Но здесь это было выполнено несколько топорно: вольностей и уточнений было многовато, да и так любимая мной изящность в объяснениях Пуаро практически отсутствовала.
Что я могу сказать в итоге? Для дебютного романа – просто блеск! И теперь я ещё лучше понимаю, почему книги Агаты Кристи покорили читателей нескольких поколений.
Подправь тег)