Рецензия на книгу Дядя Ваня от beshenaia

#АК_2024 (4. Пьеса)
Если когда-нибудь возникнет желание почитать произведение, в основе которого лежат страдания, то можно смело выбирать именно эту пьесу. Ибо здесь страдают и мучаются абсолютно все. За исключением, пожалуй, читателя, которого от этой печальной участи хранит лёгкий и изящный слог автора, а ещё его умение подавать события так, чтобы они интриговали, а не наскучивали.
Итак, действие пьесы разворачивается в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Когда-то его считали чуть ли ни гением, светилом науки. Теперь же он вынужден доживать свой век в глубинке, лишённый былого почтения и преклонения. Кроме того, профессор страдает от подагры и разных других болезней, реальных и мнимых. А потому он мучается сам, а заодно мучает и всех домочадцев.
Среди главных мучениц – молодая жена профессора, Елена Андреевна. Когда-то она была очарована его гением и выходила замуж вроде как по любви. Но очень быстро её постигла участь молодой и неудовлетворённой женщины при вечно болеющем и постепенно угасающем супруге. Елена Андреевна жаждет и заслуживает большего. Должность вынужденной сиделки, стоически сносящей все капризы и прихоти мужа-старика, её явно угнетает.
Постоянно страдают и два других персонажа, на плечах которых лежит ответственность за благополучие усадьбы и, соответственно, всей многочисленной семьи профессора. Это его дочь от предыдущего брака Соня и родной брат первой жены, тот самый дядя Ваня. Они безвылазно сидят в деревне, вникая во все тонкости сельского хозяйства и торгового ремесла, забыв о собственных желаниях и потребностях. И оба страдают от неразделённой любви.
Ещё в пьесе есть доктор Астров, состояние которого можно обозначить как профессиональное выгорание. Он любит свою работу, но искренне страдает от осознания того, что труд его неблагодарен и бесконечен. Чем больше он делает, тем больше работы становится. А потому Астров ищет утешение в своей любви к лесам. Два оставшихся персонажа, Мария Васильевна, мать первой жены профессора, и старая нянька Марина находят свои причины для страданий. Но, кажется, что в силу возраста и жизненного опыта давно смирились с собственной участью.
На протяжении большей части пьесы читатель знакомится с характерами и обстоятельствами жизни домочадцев. И по сути дела, практически ничего не происходит. Но в какой-то момент все невысказанные горести и обиды сходятся в одной точке, что едва не приводит к мощному и всеразрушающему взрыву. Как бы странно это ни звучало, именно такой взрыв мог как следует встряхнуть героев, выбить их из привычной колеи и заставить наконец-то здраво взглянуть на собственную жизнь.
Но, к моему искреннему сожалению, этого так и не происходит. Хотя я до конца надеялась на благополучный исход истории хоть для кого-то из персонажей. Автор же решил донести главную мысль до читателя без всяких украшательств и сентиментальностей. Нельзя быть счастливым, положив свою жизнь на алтарь жизни другого, особенно когда он того не просит и не заслуживает.