Рецензия на книгу И при чем здесь я? Преступление, совершенное в марте 1945 года. История моей семьи от julie
Много всякой ерунды прочитано из-за того, что я очень не люблю бросать начатое. Но когда попадаются такие книги, понимаешь, что кактусы грызутся не зря. Я дочитала эту книгу только потому, что боялась не успеть закончить БК. Она такая нескладная, несуразная, абсолютно не систематизированная. Все свалено в кучу: дневники, рассказы о поездках, нытье и жалобы, авторские домыслы и фантазии на заданную тему. Преступлению, вынесенному в заголовок, посвящено пару строчек, а дальше Остапа понесло, и где только не носило. Я чувствовала себя обманутой и усомнилась в адекватности людей, присуждающих такому произведению какие-то премии. Одно время мне казалось, что все это написано для того, чтобы рассказать, как несчастный дедушка автора мучился в сталинских лагерях. И только ближе к финалу я поняла, что это, для чего и почему оно такое.
Эта книга не о том, как венгерская графиня или немцы расстреливали евреев и не об ужасах ГУЛАГа. Она о том, что делало или, скорее, не делало равнодушное большинство. С их молчаливого согласия творились страшные вещи. Осознать и признать, что твоя семья и ты из таких, на все согласных и находящих тысячи оправданий своему бездействию – это очень неприятно и больно, поэтому и шел автор такими витиеватыми путями, говоря о чем угодно, но не о том, что нужно. Но в итоге он смог, проговорил то, что его мучило: «А ты бы смог прятать евреев?» - и ниже ответил: «Нет». И бабушка его в своем дневнике писала об этом же: «Что за смехотворная демонстрантка! Желтый нарцисс вместо звезды Давида. И это все, на что я была способна? Увы, да». Вот такая семья. Об этом книга. Я бы оставила подобное при себе. У автора нашлась смелость рассказать не только об этом, но и о многом другом, очень личном. Насколько я поняла, он очень аккуратно, деликатно, но спорит с официальной идеологией Венгрии. Пока в музеях рассказывают, что все зло приходило в бедную Венгрию извне: от немцев, русских, союзников, Батьяни робко замечает: простите, но охранниками во временных лагерях для евреев были венгры. Автор спорит с отцом и едва не получает по морде, потому что когда ему рассказывают, что дедушка был добряк, который мухи не обидит и вообще стрелять не умел, он задает вопрос: он же служил, как он мог не уметь стрелять? Да, подобного в книге очень мало, но оно есть. Имеющий уши, услышит, имеющий глаза, увидит. Не каждый имеет мужество посмотреть неприятной правде в глаза. Автор смог, и это достойно уважения. Я бы могла поставить оценку еще выше, если бы не художественный вымысел в документальной книге. Зачем придумывать несуществующий разговор матери и тети Маргит, встречу немца и охранника лагеря, расписывать встречу проститутки с клиентом. Хочется пофантазировать, напиши художественное произведение, зачем такое в документальную книгу вставлять?
#БК_2024 (Книга, в названии которой есть год.)