Рецензия на книгу Алтарь победы от Reznor

написал рецензию27 января 2025 15:07
Оценка книге:
8/10

«Алтарь Победы» Валерия Брюсова – великолепный образец приключенческого исторического романа, насыщенного элементами символизма – литературного направления, неизменно занимавшего в творчестве писателя ведущие роли.

Брюсов отправляет своего читателя на задворки Древнего мира, в конец IV века н.э. – эпоху, когда Римская империя находилась на пороге раскола на западную и восточную, а люди уже давно разделились на упрямых староверов – тех, кто свято чтит Юпитера и языческих богов, и тех, кто без остатка отдал всего себя учению Христа. Это эпоха правления Флавия Грациана – предвестник нашествия варваров и окончательного раскола Римской империи.

Книга издана в 1912 году, в период, когда Российская империя точно так же, как некогда Римская, переживала не лучшие времена – стояла на пороге своего падения. Брюсов, как истинный приверженец символизма, описывает Древний Рим так, словно это Петербург начала XX века – в городе процветают декадентство и разврат, бандитизм и соглядатайство, ежедневно растёт инфляция, что влечёт за собой нищету и озлобленность населения. Непопулярные у сената и, в первую очередь, у народа, решения императора лишь множат обиду и злость. Выше личных связей в городе ценятся только деньги – «у тебя есть деньги и этого одного достаточно чтобы стать мудрым как Цицерон». Рим входит в век великой лёгкости и праздности. В воздухе уже витают перемены, просто не каждому позволено их ощутить – в кулуарах и на тайных квартирах плетутся интриги, готовятся заговоры, оттачиваются кинжалы, несущие угнетателям смерть.

Разве не очевидна здесь аллюзия на Россию начала прошлого века? Крайнее недовольство народа Николаем II, расцвет террора, извечное несогласие императора и государственной думы, сопровождаемое неоднократными роспусками последней. Заговоры и политические убийства, интриги и шпионские игры. И, конечно, та возмутимая беспечность и слабость царя, который, в глазах своего народа был несостоятельной и послушной марионеткой, ведомой кем-то со стороны: Матильдой Кшесинской, Григорием Распутиным, или третьими лицами – та слабость, которая, как известно, не довела Николая до добра. Такой литературный приём – лишнее напоминание тому, что история циклична, и всякая эпоха имеет свой конец.

Символом истинной власти и силы в «Алтаре Победы» избрана религия. Основной сюжет романа выстроен на противостоянии двух вер – язычества и христианства. Это не банальное противостояние мнимого добра и мнимого зла – религиозный раскол встречается в книге повсеместно, выливаясь, например, в ежедневные религиозные распри внутри семьи главного героя. Держа руку на пульсе времени, Брюсов не упускает возможности упрекнуть христианство на страницах своей книги. Так, к примеру, завсегдатай гость в доме семьи главного героя – отец Никодим, предстаёт перед читателем более почитателем вина, нежели веры в Христа, а кроме того – сплетником и развратником. Язычеству от Брюсова достаётся не меньше, оно так же дискредитируется поступками его приверженцев – клятвопреступничеством и предательством на пути к высшей власти.

Кажется, что главный герой романа – Децим Юний Норбан слишком юн для того водоворота событий, в который ему пришлось с головой окунуться сразу по прибытии в Рим. Его несформированное мировоззрение и инфантильные метания из стороны в сторону выдают в нём то ядовитое малодушие и пораженчество, коему ныне подвержен каждый житель империи. Нет больше славных римлян, воспитанных в духе силы и бесстрашия перед смертью. Настал век христиан – век прощения и аскезы. Юний отнюдь не живёт идеями захвата власти, не готов вести двойную игру в подпольной организации, которая выносит приговор императору Грациану и на тайных собраниях делит шкуру неубитого медведя. Он не умеет лицемерить, клеветать, вставлять вчерашним союзникам в колёса палки. Он слишком чист, а оттого слишком слаб. Но роковой женщине – зачинщице заговора Гесперии, которая знает цену своей красоте и цену власти, достаточно поманить его своей напомаженной белой рукой направо – он пойдёт вправо, налево – он пойдет влево. Словно верный раб. Cherchez la femme – вчерашний мальчик готовится стать мужчиной. Или ему так только кажется.

Очень достоверно получилось у Брюсова передать то состояние душевного опьянения юноши: от любви к роковой красотке, от членства в подпольном движении, в которое его приняли по чистой случайности, от участия в массовых оргиях, которые, подобно хлыстовцам, устраивают свидетели пришествия Антихриста, от череды судьбоносных приключений, и даже от банального переезда провинциала в столицу – главный город мира. Такое опьянение подобно эффекту, произведённому опиумом. Говорят, Брюсов при жизни был заядлым морфинистом, и, быть может он, описывая состояние эйфории, лучше других понимал о чём он пишет. И, более того – возможно та инфантильность, присущая Юнию, который продолжал искать и сомневаться, находясь прямо в эпицентре исторических событий – это проекция терзаний самого автора. В интернете мне попалась желчная (как всегда) цитата Ивана Бунина о Брюсове и его политических перебежках:

«Все левеет, «почти уже форменный большевик». Не удивительно. В 1904 году превозносил самодержавие, требовал (совсем Тютчев!) немедленного взятия Константинополя. В 1905 появился с «Кинжалом» в «Борьбе» Горького. С начала войны с немцами стал ура-патриотом. Теперь большевик»

Впрочем, быть может всё мною вышенаписанное притянуто за уши.

Как мне показалось, в финале «Алтаря Победы» Юний, после всего, что ему довелось пережить, сумел прийти к здоровому гностицизму – повзрослеть. И в этом главный посыл романа – найти и понять себя можно только пройдя свой собственный путь, извлекая ценнейшие уроки жизни из тех ошибок, от совершения которых не застрахован никто.

#прогулкипоистории (январь)
#выполняю_обещание (22)

Анна . (@jasa_anya)28 января 2025 19:28

У вас такая глубокая рецензия! Детальный разбор и сравнение Рима (опять Рим в нашей игре) и России - я в восторге. Мне почему - то больше даже интересна часть сравнении / аллюзии двух стран и эпох, чем Древний Рим сам по себе.

Ответить

Маргарита , (@bookworm1984)28 января 2025 19:46

Потрясающая рецензия! Словно лекцию прослушала по истории, очень интересный подход автора к проблеме цикличности истории.

Ответить

Дима (@reznor)29 января 2025 9:40

@Bookworm1984, @jasa_anya

Благодарю) Сравнения прям напрашиваются при чтении, учитывая, что Брюсов был одним из столпов символизма в России. Впрочем, некоторые критики - современники Брюсова, утверждают, что на момент написания "Алтаря" он уже успел разочароваться в идеях символизма и написал просто хороший исторический роман, без лишних намёков) Но мне иначе показалось)

Ответить
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт