Рецензия на книгу Монт-Ориоль от julie

Старая добрая классика, которая мне не надоест никогда, несмотря на предсказуемость сюжета. История еще не началась, а уже понимала, чем примерно она закончится. В современных произведениях возможно разнообразие, а когда дело касается XIX века вариантов финала не так много, особенно, когда речь идет о курортном романе. Я прочитала эту книгу с абсолютно холодной головой сорокалетней занудной тетки. И для меня в изначальных отношениях Поля и Христины все было слишком: излишняя восторженность, эмоциональность, порывистость, откровенная экзальтация. Поль целующий тень или бегающий с Христиной на руках по холмам. Сколько силы надо иметь? Женщина сама весит плюс ворох одежды на ней, это ж не современные шортики, сарафанчики.
Христина в финале тоже переживает так, как будто ей небо на голову обрушилось. Бездну одиночества узрела, беда большая. Не так оно страшно. Мне легко рассуждать, это ж не я побывала во власти страсти, поэтому скажу: с моей точки зрения то, что произошло с героиней – это бесценный опыт. Она ведь была как чистый лист бумаги, пустой сосуд: ни мыслей своих, ни желаний, ни чувств. В романе есть эпизод, где Христина нежится в теплой ванне и не хочет вылезать. Это квинтэссенция ее замужней жизни. Ей такую комфортную жизнь - ванну обеспечил супруг. С Полем она научилась не только чувствовать, но и видеть красоту окружающего мира, откликаться на нее, она осознала, что может сама переживать сильные эмоции и сопереживать чужому горю. Чего греха таить, голову начала включать, она в мгновение ока стала хитрой и продуманной, потому что надо было себе встречи с любимым организовывать.
Но этот роман не только о любви. В нем прекрасно показана уже случившаяся трансформация общества. На первый план вышли нувориши, а родовитая аристократия ушла в тень. У многих из них нет уже того влияния, могущества, а главное денег, они вынуждены продавать себя и свои титулы дельцам таким как Андермат или Ореоль. В курортной тусовочке, описанной Мопассаном, нет чего-то откровенно мерзкого или отталкивающего, но все-таки она с душком. Ведь на протяжении всего романа кто-нибудь кого-нибудь обманывает или пытается это сделать. Грань между обманщиками и обманутыми стерта. Госпожа Онора занимается откровенным сводничеством, и это воспринимается как норма. Девочек Ориоль вроде и жалко. Но какие возможны варианты? Плюс/минус такие же.
Значительное место в романе отведено медицине. Исцеляющийся и вновь заболевающий, когда нужно, Кловис - потрясающий персонаж. Я очень посмеялась. Но с героем, которому промывали желудок, пережила все муки ада. А еще узнала, что тренажеры рождались в муках… человеческих.
#ярило (На обложке изображены мужчина и женщина )
Да, классика ценна процессом медитативного наслаждения текстом. Про медицину весело! Беру на заметку)
@natalya.s.alex, в романе и врачи в каком-то полу карикатурном виде представлены. По Мопассану водолечебницы не про здоровье, они исключительно рассадник разврата))
@julie, оооо тем более прелесть!))) в карикатурах как в тех шутках, доля правды сильно варьируется. А потому интересно вдвойне!
@julie, и про разврат мне тем более стоит почитать через несколько недель.. накануне отъезда на воды))) подтянуть «матчасть»)))