Рецензия на книгу Смилла и ее чувство снега от bedda
Когда я начала читать книгу, мне пришлось признать, что когда-то я смотрела ее экранизацию. Это были смутные флэшбеки: упавший с крыши мальчик, много снега и еще один эпизод, которого в книге не оказалось. (Теперь придется пересматривать фильм, чтобы убедиться, что эпизод этот из него. Или нет.) Свойства моей прекрасной памяти таковы, что я не помнила даже название, и актриса, исполнявшая главную роль, запечатлелась в образе Бьорк, а Гугл сказал, что на деле это была Джулия Ормонд. Но в такой амнезии есть большие плюсы - читаешь книгу, и никаких спойлеров от мозга не поступает. Благодарю @natalya.s.alex за интересную рецензию, благодаря которой я заново познакомилась со Смиллой.
Вообще-то детективы и триллеры - не совсем мой жанр, хотя я их иногда почитываю для разнообразия. Так вот «Смиллу» я могу по уровню сравнить с романом Остров проклятых , который в свое время меня сильно впечатлил. У Питера Хёга, так же как у Денниса Лихэйна, получилось создать бесподобную нуарную атмосферу. Только у Лихэйна она поддерживалась за счет бесконечного дождя, а в «Смилле» это был снег и лед. Я не знаю, сколько литературы перелопатил автор, пока писал книгу. Столько знаний из очень разных областей под обложкой одного романа - это нужно было действительно постараться.
Мне было безумно интересно читать про Гренландию, обычаи и быт ее коренных жителей, заполярную фауну, ледники и таинственные экспедиции. Начавшаяся как детектив, эта книга предложила намного больше, чем простое расследование. Здесь был и яркий экшн, и очень деликатно выписанная история любви, и многочисленные знания из не связанных между собой сфер, от научных до криминальных, которые в этом увлекательном сюжете причудливо переплелись. Кроме того, книге хватает и психологии, и глубины, и где-то даже философии по части отношения двуногой фауны к окружающему миру и природе.
Главная героиня Смилла получилась у Хёга по-моему великолепно.
Она может нравиться или бесить, но ее образ абсолютно правдоподобен. «С людьми, у которых есть внутренние резервы, всегда происходят настоящие события». Каждое действие Смиллы органично ее характеру и образу мыслей, все ее поступки последовательны, и благодаря этому ее персонаж воспринимается цельным и убедительным. Смилла - полукровка из Гренландии, ее детство прошло среди бескрайних пространств, в максимальном соприкосновении с дикой природой, и поэтому ей с трудом удается встроиться в так называемый цивилизованный мир. «Именно так я смотрю на мир, с тех пор как покинула Гренландию. Как на цепь принуждений».
У Смиллы прекрасно развиты навыки и инстинкты, необходимые для выживания в суровых условиях. Они помогают ей не только в расследовании обстоятельств гибели мальчика, но и в предельно четком распознавании правды и лжи. Правда цивилизованного мира выглядит зачастую слишком безобразно, и писатель не один раз проводит параллели между «примитивными» инуитами и «культурным» западным миром.
Очень интересная книга, увлекательная, познавательная и побуждающая к рефлексии.