Рецензия на книгу Вам и не снилось от lesia_iskra
Повесть о первой любви советских школьников Юльки и Ромки, казалось бы, должна трогать до глубины души. Ведь они так влюблены, а родители мешают им быть вместе. Но, увы, снова вся романтика проскользнула мимо меня. Сама история имеет место быть и была бы неплоха, будь она раскрыта иначе. Рваное и схематичное повествование, стиль автора, наполненный мудреными словами и закрученными фразами, не совсем подходят для столь лиричных и трагичных событий. Местами и диалоги казались совершенно пустыми, хотя, по сути, повесть поднимает довольно серьезные вопросы.
Девятый класс, ребята рассуждают о нравственности, о любви, о сексе. Они ищут свою дорогу в жизни, свою индивидуальность, свой путь, бравируют и, порой, пытаются выглядеть хуже, чем есть на самом деле, выглядеть взрослее. Но родители не считают своих детей за личностей, не считаются с их мнением, навязывают свое видение лучшего будущего для них. Но разве можно прожить жизнь за другого человека, пусть это даже твой ребенок? У каждого должны быть свои ошибки и свой опыт. Правильность взрослых перевешивает даже человеческое сочувствие, важнее «твердые, принципиальные, последовательные» чувства. А все это не вязалось с любовью подростков.
Юлька – серая мышка, которая погрузилась в любовь и отринула жизнь вокруг себя: учеба, семья, самоопределение – все потерялось. Никакой личности, индивидуальности. Ромка – доверчивый парень с повышенным чувством долга, мечтатель. Ему любовь придает сил развивать себя, достичь большего уже ради двоих, ради совместного будущего.
В противовес им выступают их родители. Константин – инфантильный отец Ромки, бегающий за своей бывшей первой любовью, оказавшейся по совместительству мамой Юльки. Он тот камень преткновения, который встал на пути юных влюбленных. А все из-за взаимоотношений со своей женой. Вера – женщина, которая не чувствовала любви от собственного мужа и ревновала к сопернице. Из-за того, что знала о чувствах к прежней пассии, всегда чувствовала себя неуверенной, жила со страхом, что муж уйдет. Она не готова отдать сопернице свой мир – мужа или сына, на которых положила свою жизнь. Людмила, мать Юльки, не раз была замужем, искала любовь, и ее угнетали раболепие ухаживаний Кости, именно они убили ее светлые воспоминания о первой любви, превратив их в чувство отторжения. Этого она не могла простить бывшему, этого она не хотела для дочери – потери чего-то чистого, доброго. Но она, все же, нашла в себе силы понять дочь, принять ее чувства. Правда мне не хватило полноты картины, с чего она вдруг переменилась, также, как и восполнения опущенных моментов во взаимоотношениях других персонажей. К примеру, что привело и как появились столь сильные чувства у Юльки с Ромкой. Еще я так и не поняла, к чему здесь история учительницы Тани. Она рассказана в противовес тому, что может быть с человеком, если лишить его первой любви? Так это может быть даже без вмешательства со стороны. Первая любовь сошла на нет, и вот, закрылся человек ото всех на всю жизнь, чтобы не испытывать больше боль и разочарование, нет сил побороть страх перед этими чувствами. Но это только мои домыслы, четкого понимания у меня нет.
Есть только картина, где личные счеты между родителями стали барьером для их детей. Удушающая забота, первая любовь, переживаемая со всей силой юношеского максимализма - что же из этого вышло? А вышел открытый финал, который, кстати, в первоначальном варианте повести был вполне определенным, но был изменен по просьбе издателя. В фильме концовка закрытая, но, как и книга, экранизация меня не впечатляет. Даже наоборот, повесть мне кажется немного лучше, хотя тоже не вызывает восторга.
#БК_2025 (10. Книга, где главный герой младше 18 лет.)