Рецензия на книгу Париж 100 лет спустя от beshenaia

#непутевые_заметки (4. Города)
Ни для кого не секрет, что Жюля Верна можно считать в некотором роде пророком. Ведь в своих фантастических произведениях он очень часто предвидел будущее, с завидной точностью описывая изобретения, которым было суждено появиться на свет лишь много лет спустя. Что это? Настоящий дар или удивительное умение анализировать открытия современных ему учёных и определять пути их дальнейшего развития и применения?
Впрочем, важно ли это. Ведь для читателя ценно, скорее, совсем другое, а именно гений автора, заставляющий погружаться с головой в написанное и с волнением ожидать те открытия, что таятся на следующих страницах. Чего уж тут скрывать, даже я, не являясь поклонником жанра в целом и таланта писателя в частности, и то время от времени поглядываю в сторону его книг.
Так было и с этим произведением. В первую очередь меня удивила судьба книги. Подумать только: рукопись много лет провалялась в каком-то закрытом сейфе, пока на неё случайно не наткнулся кто-то из наследников писателя. А потом… Естественно, рукопись была издана и быстро завоевала интерес читателей. Ведь многим хотелось прикоснуться к такому знакомому, но спустя сотню лет всё ещё неизведанному, Жюлю Верну. Да и тема у книги была такая, что устоять было практически невозможно. Ведь автор решил описать Париж спустя сто лет, то есть у читателя был прекрасный шанс проверить, в чём писатель был прав, а в чём всё же ошибся.
И, наверное, именно это больше всего привлекло и заинтересовало лично меня. Я хотела увидеть Париж глазами мечтателя Жюля Верна и сравнить его с современными реалиями. Скрывать не буду: писатель оказался во многом прав. Он угадал стремительный рост крупных городов, популярность высшего образования, возросшую роль государства во многих сферах жизни общества и многое другое. Кроме того, среди прочего читатель с лёгкостью отыщет довольно точное описание прообраза метро, компьютера (ладно, скорее просто вычислительной машины), факса, автомобиля, электрического освещения… От этого просто захватывало дух. (Блин, ну реально, как он это делает???) То есть по части предвидения – просто высший пилотаж.
А вот что касается художественной ценности произведения, то в этом отношении книга довольно сырая и скомканная. Герои слишком наивны и однобоки (либо художник и творец, либо – практически бездушная машина, другого не дано), события предсказуемы, финал очевиден. Словом, даже сомневаться не приходится, что перед тобой – лишь черновик или скупой набросок будущего произведения.
Зато меня от души позабавило, что в отношении своих современников Жюль Верн пошёл прямо таки по пути Данте, восхваляя своих друзей и любимцев и низвергая неугодных. Доля чёрного юмора тут тоже присутствовала. Можно вспомнить для примера хотя бы причину скоропостижной смерти Александра Дюма. Жаль только, что очень многие имена и произведения, упомянутые на страницах книг, мне ни о чём не сказали. Не исключаю, что тут подвёл уровень культуры или образованности. Но, возможно, просто беспощадное время обратило имена очень многих кумиров в ничто…
В целом же впечатление о книге осталось положительное. Было любопытно и интересно. Да и потом, когда ещё представится шанс узнать, что думали о нашей эпохе сто лет тому назад?