Рецензия на книгу Флорентийская чародейка от bedda
Салман Рушди обладает потрясающим мастерством создавать неповторимую атмосферу в своих романах. «Флорентийская чародейка» в этом смысле изумительна. Нескольких строк было достаточно, чтобы сходу очаровать меня, заставить позабыть обо всем на свете и унести на пару дней в жаркую восточную сказку. Казалось, будто бы слова, повелеваемые автором, кружатся и поют подобно наложницам падишаха, увлекая за собой в пленительном танце.
«Колдовство совсем не обязательно осуществляется посредством таинственных снадобий, известных настоек или магических побрякушек. С помощью хорошо подвешенного языка можно добиться не меньшего эффекта».
Когда-то эту истину уже подтвердила Шахерезада, да и у самого Салмана Рушди создавать магию при помощи слов получается лучше некуда. Роль Шахерезады в этом романе писатель поручает загадочному чужеземцу, представшему перед Великим Моголом Акбаром в его дворце с необычной миссией. Рассказанная им история о красавице Кара-Кёз занимает воображение императора и накладывается на его прогрессивное для XVI века, и все-таки довольно противоречивое мировоззрение.
Салман Рушди очень органично смешивает реальные исторические факты с вымышленными, создавая с одной стороны ощущение исторической достоверности, а с другой - намеренно наделяя людей той далекой эпохи мыслями, более подходящими современному человеку. Нельзя знать наверняка, что на самом деле думал Акбар Великий во времена расцвета Империи Моголов, но почему бы не пофантазировать? Акбар выступает у Рушди в роли сомневающегося и думающего человека, который размышляет над возможностью создания универсальной религии, объединяющей всех людей в его государстве.
«Человек, желающий быть в согласии с самим собою, должен научиться жить в мире с другими». Идеи терпимости и гуманизма занимают Акбара, хотя временами нрав и привычки монарха, наделенного абсолютной властью, заявляют о себе. В итоге у Рушди получается вполне правдоподобный, не всегда последовательный правитель - «философствующий и плачущий убийца», эгоцентрик, пионер гуманистической мысли в своем роде, который понимает, что в существующих условиях его желания явно недостаточно, чтобы изменить мир. Не хватит также и его практических усилий. Акбар понимает, что все введенные им преобразования умрут вместе с ним, а после все скатится к привычной неограниченной жестокости.
Салман Рушди создал увлекательную историю, которая связывает между собой Восток и Запад, вовлекает множество исторических лиц и вымышленных героев, перемещает читателя из Империи Великих Моголов во Флоренцию и обратно. Повествуя о предках Акбара, его современниках, живущих в разных частях света, о простых и не очень простых смертных, писатель по большому счету ведет разговор не столько о политике, народах, государствах и государях, сколько о человеческой натуре, примерно одинаковой везде, несмотря на времена, внешние и культурные различия. «Проклятие рода человеческого не в том, что все люди разные, а в том, что все они похожи друг на друга».
#прогулкипоистории (июнь)
Все хожу вокруг этого писателя в предвкушении, не зная с чего начать))
@natalya.s.alex, Чародейка - это лайтовый Рушди по философской части, но супер-атмосферный. Если вот хочешь настоящего Рушди - то надо заходить с тяжелой артиллерии: Дети полуночи и Клоун Шалимар (для меня - лучший его роман). Мавр тоже хорош, с Детьми полуночи перекликается.
Начинай по порядку написания)
Принято)