Рецензия на книгу Щегол от alexandra_ishkova
Книга Донны Тартт привлекает к себе внимание разносторонними и разноплановыми отзывами.
В романе представлена история взросления мальчика Тео, чудом выжившего при теракте. Мальчик оказывается никому не нужен и, как столкнувшись с миром один на один, ищет свою дорогу. Путеводной звездой выступает картина, вокруг которой построен сюжет.
Жизнь Тео насыщенна многочисленными событиями. Сначала он живет в богатой семье Барбуров, которые, как нельзя кстати, иллюстрируют пословицу «в каждой избушке свои заварушки». Потом вдруг возникает давно пропавший отец, который забирает мальчика из Нью-Йорка в Лас Вегас и окончательно ломает мальчику жизнь. В Лас Вегасе Тео знакомится с Борисом, большой, значимой фигуре в его жизни, становится Поттером, наркоманом-алкоголиком (и это в 13 лет!). Окончательно растрачивает все свои способности, и связь с миром матери. Возвращение в Нью-Йорк, жизнь у Хоби, годы наркомании, темные делишки в антикварной лавке, почти свадьба и попытки исправить, пережить посттравматический синдром, преследующий всю жизнь. И когда все уже, казалось бы, налаживается – в его жизнь снова вторгается Борис и цель событий приводит к «триумфальному» возвращению картины миру спустя 15 с лишним лет.
Ну и не нужно забывать про любовь всей жизни - Пиппу – которая стала такой (любовь, в смысле), на мой взгляд, только из-за обстоятельств знакомства.
Так о чем же эта книга? Она многогранна. 10 лет трудов потрачены не напрасно. Здесь есть и посттравматический синдром, депрессия, переживания человека. Есть здесь и любовь, настоящая и не очень. Любовь многогранная – материнская, сыновья, любовь к искусству и профессии, между мужчиной и женщиной, дружеская любовь, даже, наверное, любовь к наркотикам. Для разнообразия есть даже линия детективная: преступный мир, польско-украинская мафия, притоны, черный рынок искусства. Есть здесь и размышления на искусствоведческие темы, ликбез о картинах и авторах. Поднимаются вопросы дружбы и привязанности. Например, я до сих пор не понимаю – был ли Борис настоящим другом? В чем мотивы поведения семейства Барбуров?
Книг полна иронии. К примеру, Тео-ребенок еще так наивен и неопытен во многих вопросах, но уже считается неблагополучным человеком, от которого можно ожидать любого преступления. Взрослый Тео-наркоман и мошенник производит впечатление надежного, платежеспособного и весьма благополучного человека. Борис, совершая противоправные дела, производит впечатление порядочного человека. Барбуры при всем своем внешнем лоске и правильности не поверку не так хороши, как бы им хотелось.
Жизнь во всех красках, мазках, штрихах.
На мой взгляд, история не завершена. Простор для воображения – как распорядится свой жизнью Тео, нужны ли ему общепринятые мерки счастья и благополучия, попадется ли когда-нибудь Борис? Книгу я оценила как 6/10 баллов именно из-за этой незавершенности. Также я считаю, что десятилетие работы над книгой наложило свой отпечаток – стиль и язык меняется в зависимости от периода, будто несколько людей писали этот роман. Но это и не удивительно – за 10 лет можно коренным образом поменять свое мировоззрение, установки и ценности, не то что язык. Еще я бы отметила «перегруз» сюжета – слишком много намешано, слишком много событий, порой казалось, что все очень сумбурно, будто автор пытается ухватить самые востребованные в обществе темы, объять необъятное.