Рецензия на книгу Посторонний от ruslanmegadeth
Творчество Альбера Камю — это потрясающее сочетание художественной литературы и философии. Не буду скрывать, что Камю — один из моих любимых писателей. Роман «Посторонний» стал в свое время настоящим прорывом в мировой литературе, програмной работой для французского экзистенциализма.
Очень важно отметить, что нельзя рассматривать роман «Посторонний» в отрыве от философских воззрений Камю, иначе он покажется скучным и поверхностным. Язык писателя прост: короткие предложения, «телеграфный» стиль. Сюжетная линия — тоже довольно не замысловатая. Главный интерес в романе вызывают идеи и мысли Камю, вложенные в эти страницы.
Главный герой романа Мерсо -это абсолютно искусственный персонаж. Это своеобразный человек-символ, созданный Камю. Жизненная позиция Мерсо — это... безразличие. Он безразличен к окружающему миру, настолько, насколько окружающий мир безразличен к каждому из нас. Основная идея экзистенциализма — это жизнь ради жизни. И Мерсо на 100% воплощает ее в жизнь. Нет ни какого объективного смысла в происходящем с нами, есть только само существование. Так и Мерсо не ищет каких-то глубоких причин во всем, что случается вокруг него, он просто живет и наслаждается каждым моментом. Он — счастливый человек.
По ходу романа, Мерсо убивает араба, и суд приговаривает его к смертной казни. По сути, его судят не за убийство, а за его жизненную позицию. Его приговаривают к смерти за то. Что он - Посторонний среди нас. Таким людям нет места в обществе. Судья не может понять: почему Мерсо не плакал на похоронах матери? А Мерсо, в свою очередь, не понимает — почему он должен был плакать... Один из вопросов романа: а имеет ли право общество лишать человека жизни? Пусть это даже и преступник...
Ключевой, на мой взгляд, сценой романа является отказ Мерсо от исповеди священнику, что посещает его перед казнью. Главный герой романа словно преображается. Впервые эмоции перехлестывают у него через край. В этой сцене чувствуется влияние Ницше на Альбера Камю. Мерсо обзывает священника «живым мертвецом» и прогоняет вон из камеры. Главный герой романа не верит в загробную жизнь и бога. Кстати, данная сцена изображена в песне «Ночь короче дня» группы Ария. Любители рок-музыки должны ее знать.
Перед смертью Мерсо чувствует удовлетворение, он прожил свою жизнь именно так, как хотел. Его последнее желание, чтобы на казнь пришло как можно больше народа. Он хочет слышать их крики ненависти. Мерсо остается посторонним до самого конца. Он живет по своим правилам.
На разных людей данный роман, бесспорно, производит диаметральное впечатление. Кого-то восхищает, а кого-то разочаровывает. На мой взгляд, это объясняется тем, что данное произведение — это скорее философский манифест французского атеистического экзистенциализма. Любая философская концепция имеет как апологетов, так и противников. Для глубоко верующих людей, например, данный роман может показаться даже оскорбительным в какой-то мере. На меня же, он повлиял очень сильно и во-многом изменил сознание и взгляды на мир. Возможно так будет и с Вами...