Рецензия на книгу Первый учитель от pinkbunny

Замечательная повесть нашего всеми любимого советского писателя Чингиза Айтматова! Она поднимает дух советских товарищей, направляет по доброму созидательному пути, помогает понять, как много дал нам Советский Союз и дедушка Ленин. Ведь впереди такие тяжелые времена, нам нужно сплотиться, проникнуться патриотизмом, а эта книга показывает, как много дал нам советский союз и дедушка Ленин с таким «мягким, согревающим взглядом, говорящим о прекрасном будущем» для всех нас.
А теперь серьёзно.
«Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю». Это было хорошее вступление. Просьба проникнуться к героям повести, к тому времени, в котором они оказались. Добрая и грустная книга, она затрагивает как трагедию одного человека, так и проблему взросления человечества.
Рассказчик, будучи художником, заставляет нас задуматься, о чем же была эта история. Она многогранна, и её сложно уместить на одном холсте (хотя всё-таки выпустили юбилейную марку https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Stamps_of_Kyrgyzstan%2C_2009-581.jpg и монету https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/KG_Ag_Teacher_a.jpg).
Но раз уж книга названа «Первый учитель», то, в первую очередь, книга о нём. Книга о добром человеке Дюйшене. Он делает с душой то, что ему велело общество (советская власть) и его сердце. Для его описания у меня находятся слова с одним: добродетельный, добродушный, добросовестный. Его слова, мысли и дела едины (такое нечасто встретишь), он верит в светлое будущее и заставляет других верить в него. В связи с этим автор открыто ставит вопрос: «Когда мы утратили способность по-настоящему уважать простого человека?». Вопрос достойный довольно большого объёма книги. Скажу только, что Дюйшен однозначно прост - в том, смысле что от него не будешь ожидать подвоха, он честен, неамбициозен и хорошо делает своё дело. Не могу ничего с собой поделать, но такие люди вызывают у меня искреннюю жалость, хотелось бы для них более радужной судьбы, но раз они довольны солдатской службой и профессией почтальона в зрелом возрасте (хотя тут все не так однозначно в связи с сюжетом), то пусть будут счастливы своими маленькими радостями.
Далее - о «фоновых» проблемах, о социальной ситуации, в которой разворачиваются события.
Во-первых, в повести описывается перестройка общественного уклада. И возникшее противостояние образования и с/х деятельности. У меня нет негативного отношения к людям, которые, кто издевался над учителем Дюйшеном, кто мешал, кто возмущался по поводу школы. Ведь дети - это лишние рабочие руки, а они штаны протирают, когда косить пора. Мы видим обычное социальное неприятие как новшества, так и абсолютно непонятной, несвязанной с непосредственным выживанием деятельности.
Во-вторых, это, конечно, приниженное положение женщины. Об этом уже столько сказано, что и не хочется начинать. Приятно, что дано описание как трепетного и аккуратного отношения, так и неуважительно-пользовательского в одной культурной среде (Слава Советам!).
В-третьих, я отметила прелести мотивации. Романтично окрашенная деятельность делает буквы чудом, заставляет «самих идти в школу», ведет по жизни и помогает достигать больших высот. Становление института образования, описанного в повести, и в самом деле заставляет задумываться, что буквы - это и правда чудо, что книги - это радость из множества чудес, что все, что у нас есть, построено на труде и лишениях того, кто был, а все, что будет, зависит уже от наших стараний.
И, наконец, общая картина разворачивается, разумеется, на фоне становления власти Советов. Теперь уже смешно воспринимается фраза о том, что «школа строится для становления советской власти». А нет школы, нет Ленина - нет света, только тьма и лишения. Конечно, самое лучшее, что можно было придумать - дать бесплатное образование с попутным насаждением идеологии. Но меня совсем не напрягали эти идеи, я заменяла слова «Ленин», «коммунист», «советский» на «Добро», «честный человек» и проч. И все складывалось в хорошую картинку. Само собой, любая массовая идеология чревата последствиями, о которых мы все прекрасно помним, но та идея, которая является основой повести, те ценности, о которых проповедует Айтматов, не вызывают у меня нареканий.
Итак, что же главное в этой истории?
Главное то, что она поможет стать читателю чуточку лучше.
Не пожалейте жара своих сердец…
#М1_3курс
Надо прочитать еще 2 произведения Айтматова "Джамиля" и "Тополек мой в красной косынке", они вместе с "Первый учитель" входят в сборник "Первый учитель"
И дополните эту рецензию
Извините, что поздно написала, произошла ошибка
В данном издании 96 страниц. Вряд ли это сборник. Я отправила ссылку на Ридли http://www.ozon.ru/context/detail/id/19042107/ другой книги. Возможно, когда её добавят, стоит сделать ссылку на неё? К ней же можно и рецензию написать будет.
Ну да, внизу как раз на неё ссылка с озона. Описание и картинка не соответствуют.
прочитайте просто оставшиеся 2 рассказа и к ним напишите рецензии с хештегом)
они будут за одну засчитаны