Рецензия на книгу Книга Одиночеств от tatsiana

Очередной чрезвычайно плодовитый и популярный автор. Вернее, чрезвычайно удачный тандем. Книги с минималистскими обложками давно притягивали моё внимание в магазинах.
Это наше знакомство. Первое, так сказать свидание. И, кажется, оно прошло успешно не только для меня, но и для самого Фрая. Я влюбилась. С первой строчки, с первого прочитанного слова мне просто обворожил стиль. Непринуждённая речь, слегка приперченная житейской непосредственностью, не хотела меня отпускать ни на мгновенье. Книга одиночеств, написанная в одиночестве и в компании одновременно, достучалась до меня. Говорящий был услышан, слушающий был услаждён – идеальный итог свидания.
Забавная книга: в ней так много историй, а, по сути, даже спойлера ни одного не придумаешь. С одной стороны посвящения, в которых описаны сотни жизненных злоключений, а иногда и просто мгновений. С другой – притча, в которой нет сюжета, нет классического развития сюжета, но полным полном словоизлияний, совместного непонимания…
Человек существо социальное, а посему рядом с ним всегда присутствует индивид, причисляющий себя к Homo sapiens. Если нет возможности пообщаться с подобным индивидом непосредственно, то человек воспользуется «заменителем»: интернет, плеер, телевизор, что угодно лишь бы не оставаться одному. При этом ни одному индивиду человек никогда не раскроет всех тайников своей души. А значит, любой компании он будет хранить одну, а то и все сотни своих маленьких тайн, не надеясь на понимание и поддержку, оставаясь в одиночестве. Мы окружаем себя людьми и жаждем остаться наедине с собой. Мы остаёмся наедине с собой и жаждем общения с другими… Парадокс. И этот парадокс показывается в книге.
Сложно говорить о книге, когда нет сюжета, когда герои не меняются, когда нет четкой схемы сюжета, когда толком ничего не происходит. Но именно этим книга и обворожительна. Трудно назвать жанр, определить какую-либо направленность. Потому что каждое посвящение – история, а все истории различны. Что-то похоже на анекдот, что-то не уступает трагедии. И всё пропитано потоком сознания. Всё пронизано недосказанностью, которая как бы сама по себе подразумевает то, что читатель и автор находятся на одной волне.
Посвящения выглядят довольно разношёрстными, разбросанными во времени и пространстве. Складывается ощущение, словно перед тобой высыпали из мешка горы осколков, вручили «Клей момент» и сказали: «Собирай. Должен получиться сервиз на 12 персон». И ты сидишь, словно Кай из анекдота, и пытаешься из четырёх букв собрать «вечность». А потом… потом наступает время притчи. И ты понимаешь, что зря сидел и перебирал кусочки, зря сравнивал. Понимаешь, что клей не поможет, да и не для этого он нужен. Выбираешь самые красивые осколки, которые заставляют в душе шевельнуться что-то тёплое, заворачиваешь их в бархатную ткань и засовываешь в «Шкатулку приятных воспоминаний». А остальное – вон. А клей, клей для ремонта, а не для воскрешения.
Притча даёт ключ. И это хорошо. Каждое посвящение – закрытая дверь. Ключ может подойти не ко всем дверям. И это плохо.
Мы говорим, но мы не договариваем. Мы жаждем одиночества, но боимся его. Парадокс Фрая, парадокс Жизни, парадокс Мой…
Рада видеть Ваши рецензии))
Они, как и всегда, самого высокого качества!
@anastasia_roja, благодарю) Боялась, что не успею.