Рецензия на книгу Тропик Рака от helena_podanyova

Удивительно! Вопреки моим ожиданием и, несмотря на грязный реализм, роман Генри Миллера «Тропик Рака» мне безумно понравился. После прочтения книги поделилась впечатлениями с другом, поклонником Буковски: «Я в восторге от романа! В нём так круто говорится о современном искусстве! – О, так это, оказывается, было о современном искусстве?!».
Да! «Тропик Рака» - это плоть от плоти произведение модернизма, произведение начала 20 века и слома эпох! Как Миллер говорит о Матиссе! Очень точно, искусствоведчески и с пониманием природы его творчества. Читаешь у Миллера: «Во всём разбеге тел Матисса, от волос до ногтей, отображение чуда существования», - и тут же вспоминаешь «Танец» художника. «У него достало смелости пожертвовать гармонией линий во имя биения пульса и тока крови, он не боится выплеснуть свет своей души на клавиатуру красок», - пишет автор об Анри Матиссе. Фовизм - это один из путей начатого ещё импрессионистами поиска новых форм выразительности, новых способов передачи своих эмоций, ощущений. Да, жёлто-синий портрет Делекторской, абсурдно непропорциональный и агармоничный «Семейный портрет» - это искусство странное, и это искусство эпохи разрушения старого мира и строительства нового. Истоки понимания нового мира - в творчестве, болезненно, пассионарно и с жарким энтузиазмом реагирующем на драматические изменения жизни. И герой Миллера смотрит на современность, на жизнь первой половины 20 века, через её отражение в зеркале искусства: «Красоте, той красоте, которая держала нас за яйца в Америке, пришёл конец. Для того, чтобы понять новую реальность, надо прежде всего разобрать канализационные трубы, вскрыть гангренозные каналы мочеполовой системы, по которой проходят испражнения искусства».
Это взаимодействие живописи и слова невероятно точно и выразительно передаёт настроение автобиографичного героя писателя, настроение самого Генри Миллера и настроение времени. Войны, революции, Великая депрессия, крах традиционного уклада жизни, незыблемых ценностей, веры в человека - и весь мир катится в тартарары! К финалу романа Миллер кричит о полнейшей безнадёжности человечества! «Мы обречены - обречены все без исключения». Но даже в последнем вопле агонии звучит оптимистический нигилизм: «К чёрту жалобы! К чёрту скорбные и погребальные песнопения!».
К чёрту всё! Модернизм прерывает преемственность поколений, отказывается от многовекового наследия культуры. И на последних страницах Генри Миллер громко и прямо провозглашает этот тезис новой эстетики: «Долой жизнеописания и историю, музеи и библиотеки!».
Роман «Тропик Рака» - это произведение родом из тяжёлого времени мучительных переломов, мировых катастроф, глобального духовного кризиса - и взрывного новаторства в творчестве. Да, язык романа скабрёзный, откровенный, пошлый, грязный. Будто вторя Маяковским строчкам «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам», Генри Миллер эпатирует и бросает вызов нравственным и эстетическим принципам утончённого общества. Но это форма. Суть - глубже.
А у меня теперь в планах - обязательно пополнить свою домашнюю библиотеку всей трилогией.