Рецензия на книгу Падение дома Ашеров от cupy
Эдгар Аллан По – один из моих любимейших писателей, ценить которого можно не только за уникальный стиль, новаторство и богатую фантазию, но и за то, с какой необыкновенной лёгкостью он создаёт собственную атмосферу даже в произведениях малых форм, ни на минуту не отпуская внимания читателей. Поскольку в этой рецензии речь пойдёт об одноимённом сборнике рассказов, выражу мнение о каждом из них отдельно, расположив не в заданном порядке, а начну с наиболее приглянувшихся по нисходящей.
"Золотой жук" – самый объёмный в этом сборнике, мой фаворит среди логических рассказов По. Кстати, автор осветил тему криптографии ещё тогда, когда редкий обыватель понимал её суть. В этом рассказе автор сполна освещает тему человеческой одержимости, граничащей с безумием (во всяком случае, как она видится со стороны).
"Колодец и маятник" – если бы не маловразумительный финал, упомянула бы его первым, поскольку он оставляет наиболее мощное впечатление, близкое к клаустрофобическому приступу. По сюжету главный герой оказывается в стеснённых обстоятельствах и вынужден бороться за выживание, осталось только понять, с кем, как и возможно ли это вообще. Кстати о выживании, в одной из частей франшизы “Пила” создатели, по-видимому, воспользовались приёмом По, но, что удивительно, градус садизма писателя оказался даже чуть выше киношного.
"Падение дома Ашеров" – потрясающий в своей психологичности рассказ, облачённый во впечатляющие готические одёжи. Поскольку не хочется спойлерить лишнее, выражу общее мнение о его основной идее. Она заключается в том, что большой и объёмный мир нельзя сузить до стен одного дома, пусть это и роскошный фамильный замок, это как минимум нездорово и приводит к закономерным психическим отклонениям.
"Овальный портрет" – самый короткий рассказ цикла, зато в нём нет ни слова лишнего, и безапелляционность идеи пронзает до мурашек. Автор по-своему размышляет на вечную тему, которую для краткости обозначают вопросом: кого спасать при пожаре, полотно Рембрандта или кошку? Так и главный герой сталкивается с дилеммой: ведь искусство вечно, а если и не совсем, то уж точно многократно переживёт любое бьющеейся здесь и сейчас сердце.
"Убийство на улице Морг" – первый в мире детектив, особо удивит разве что малоискушённого читателя, но для общего ознакомления прочесть стоит. Меня позабавили некоторые моменты, которые впоследствии переняли корефеи жанра. Например, необходимость двух новоявленных детективов из экономических соображений снимать общее жильё.
"Остров феи" – По всё-таки опровергает мысль о том, что талантливый человек талантлив во всём, ведь в несвойствовенном себе жанре он написал более, чем посредственный рассказ. Идеи вторичны и поведаны неинтересно. Если вы читали Вудхауса, то встречались с расхожими пероснажами в духе Мадлен Бассет, убеждения которых сводятся к тому, что звёзды – это лютики небес и т.д и т.п. Примерно эту картину мне напомнил данный рассказ. Остаётся только порадоваться, что По нечасто грешил подобными россказнями.
Один короткий рассказ не сумел испортить общего положительного впечатления, поэтому подаренный восторг сводится к высшему баллу с моей стороны, ведь в сборнике собраны одни из лучших рассказов По.