Рецензия на книгу Цементный сад от bachucha
"Цементный сад" наполнен атмосферой деградации, физического и морального разложения, психических отклонений. На первый взгляд, это роман о том, к каким последствиям может привести безграничная свобода, выпавшая на долю несовершеннолетних детей. Но я не считаю, что смерть родителей явилась здесь отправной точкой на пути к безумию. Ощущение ненормальности происходящего появляется уже с первых страниц романа.
Повествование идет от лица 15-летнего мальчика Джека, который при любой представившейся возможности занимается онанизмом в мечтах о старшей сестре. С родителями у него эмоционального контакта нет. Смерть отца, который постоянно подтрунивал над всеми членами семьи и не терпел шуток в свой адрес, вызвала у него скорее облегчение. Эту семью можно назвать крайне закрытой - друзей у родителей не было, детям приводить кого-то в дом не разрешалось, ближайшие родственники умерли. И возникает вопрос - чего же было ожидать от детей, когда их мать, заболев, пустила все на самотек, толком не наблюдаясь у врачей, возложила все обязанности по дому на старшую дочь, и даже не посчитала нужным подумать о неблагополучном исходе своей болезни. Ростки всего произошедшего в дальнейшем после ее смерти были заложены гораздо раньше. И вот "цветы жизни" постепенно превращаются в сорную траву, создавая вокруг себя разруху, обрастая грязью и опускаясь все ниже и ниже. Что было вложено в голову этим детям, какие ценности и нормы? Ведь 17 и 15 лет - это уже и не так мало, чтобы понимать всю ответственность за происходящее, тем более что на их попечении есть младшие брат и сестра. Как можно было пуститься во все тяжкие? Чтобы сложилось представление, о чем же я говорю, скажу - в книге присутствует инцест и игры в "переодевания" мальчиков в девочек.
В очередной раз убеждаюсь, что воспитание детей - это процесс необыкновенно сложный и требующий приложения громадный усилий. Ведь получение в ЗАГСе свидетельства о рождении ребенка не дает автоматически знаний и умений Родителя, готового к решению любых проблем. Родителями не рождаются, ими становятся.
И конечно, Макьюэн показал самые темные уголки человеческого сознания, способные вырваться наружу как только внешний контроль будет снят. Герои, оставшиеся сиротами, не вызывают сочувствия, их хочется встряхнуть, чтобы мозги встали на место. Праздник непослушания, доведенный до абсурда.
Видимо, имя Иэн накладывает свой отпечаток на его носителя, ведь что Иэн Бэнкс с Осиная Фабрика, что Иэн Макьюэн с Цементный сад вызвали у меня схожие ощущения - мерзко, гадко, отталкивающе.