Рецензия на книгу Щегол от 13_paradoksov

На чтение этой книги у меня ушло немало времени. Ушло бы меньше, если бы я старательно себя не тормозила, стараясь не окунуться в ее с головой, как в омут. И все равно не сдержалась. Последние 200 страниц были прочитаны почти без перерыва. И сейчас я сижу, сфокусировав взгляд в одной точке на стене и думаю. О том, как много мне хочется сказать и о том, что описать весь этот водоворот мыслей мне вряд ли будет под силу.
Последние несколько недель я не отпускала эту книгу, а эта книга не отпускала меня. Я думала о ней, когда не читала, а когда читала, была не в состоянии думать больше ни о чем другом. Не то чтобы она захватила меня с первых страниц, нет. Погружение было медленным, но неизбежным.
Всем нам знакомо выражение «оказаться не в то время, не в том месте». Это значит, что благодаря нелепой случайности, всего лишь одного вроде бы ничего не значащего поступка с человеком случается неприятность. Теодор Декер со своей матерью просто укрывались в музее от дождя. Вот вам и случайность – совсем неожиданно погода испортилась, а музей как раз оказался рядом. Зашли. Да любой бы зашел, что тут такого? А в итоге – мать Тео мертва. В музее произошел взрыв. И еще одна случайность – Тео выжил. Да плюс по просьбе умирающего пожилого мужчины вынес из здания картину. Понятное дело, в музее простых картин не бывает. И понятное дело, что по большей части, это тоже случайность. Мальчик слабо себе представлял, что это за картина. Очнулся непонятно где, непонятно, что происходит. Дым, вокруг трупы, попробуй, пойми, живой ли ты сам, в таком состоянии что угодно можно сделать. И вот на этом случайности заканчиваются. Потому что начинаются простые последствия. Как бы пошла жизнь Теодора Декера, не случись с ним этого горя, никто не знает, но теперь на его жизненном пути произошел разворот в прямо противоположном направлении. Оставшись сиротой при живом отце, несовершеннолетний ребенок, лишенный права голоса в распоряжении собственной жизнью будет бросаться из огня, да в полымя. Даже в сознательном возрасте в каждом поступке будет отдаваться та трагедия, через такое не перешагнешь, не сможешь просто оставить позади и жить дальше.
И некого винить, кроме себя. И как жить нормальной жизнью, когда ты даже не понимаешь, как это? Невезение, непруха? Да что вы знаете о невезении? Расскажите об этом Тео или его другу, Борису! Расскажите им о том, что в мире есть только «черное» и «белое», «плохое» и «хорошее».
«Щегол» - книга настолько основательная, что заставляет если не изменить, то переосмыслить свои жизненные принципы. «Есть о чем подумать после прочтения» - вот это про нее. Я могу понять, почему она может не нравиться. Это не самое комфортное чтение. Но дело даже не в этом.
Может, нужен другой склад ума, другой опыт, другой взгляд на события в ней происходящие. И это нормально. Никогда такая книга не будет нравиться всем. Я думаю, каждый прекрасно понимает, о чем она. Но те, кто от нее в восторге, - они просто полностью понимают автора. «Сцепка душ», я встречала в рецензиях такое понятие, вот оно очень верное, как мне кажется.
И я не представляю «Щегла» объемом меньше, чем он есть. Такую историю не впихнешь в 300 страниц. Без деталей, которыми она полна, не обойдешься. Но, если вы оцените ее по достоинству, она не задавит вас ни обилием текста, ни сюжетом. «Щегол» - не та книга, после которой читатель опустошен морально, несмотря на тяжесть в ней происходящего, она скорее наполняет, подпитывает. Когда у вас будет настрой почитать что-то достойное, попробуйте «Щегла». Не произойдет ничего страшного, если она вам не понравится, но уж если понравится, вы рискнете прочитать книгу, которая мысленно останется с вами надолго и оставит в душе неизгладимый след современной классики, настоящего искусства.
Аааа, спойлеры! Теперь даже не знаю, читать или нет.
@lizapotam, на мой взгляд спойлеров тут не больше, чем в аннотации. Но если вам показалось иначе, приношу извинения и прячу под кат. Если вы про книгу, то читайте, конечно)