Рецензия на книгу Океан в конце дороги от darksilfida

То, что всегда поражает меня в Геймане, это то, с какой легкостью он смешивает обычную реальность и построенную на извечных символах сказку. В его историях одно не противостоит другому, а будто бы служит естественным продолжением. И невозможно уловить грань между внутренним миром героев и той причудливо-мрачной сказкой, с которой они обычно встречаются у Геймана.
«Океан в конце дороги» - это книга о детстве вместе с его страхами и чудесами. Другой мир – непривычный, волшебный и в чем-то жуткий – предстает перед семилетним мальчиком, по воле случая ввязавшегося в неприятную историю с существом, пришедшим из иной реальности. Но, даже понимая всю ирреальность происходящего, за всеми пугающими и немыслимыми образами все равно угадываются самые обычные вещи, которым детское сознание придает более яркое и глубокое значение. Странная старушка, живущая с дочкой и внучкой, представляющая собой живое воплощение всей мудрости мироздания… Пришедший монстр, воплотивший в себе детские страхи… Целый океан, вмещающийся в обычный прудик на заднем дворе… Привычные вещи у Геймана становятся настоящими символами, разворачивающими в иную реальность по ходу повествования. И иная ли это реальность или все та же, но под другим углом – еще вопрос…
У меня эта история вызвала целую бурю чувств, которые сложно выразить словами. Несмотря на кажущуюся простоту истории, она вышла уж очень…символичной. Действительно задумаешься, бывает ли так, что путь в другой мир проходит через человеческое сердце, и куда мы возвращаемся в итоге на протяжении всей жизни.
Да, книжка предлагает не только подумать, но и почувствовать. Это ценно.
А если попробовать рассмотреть Океан и тех кто вокруг него еще и с точки мифологий разных, то может открыться новый пласт в книге. Надо перечитать будет как-нибудь под этим соусом. Представить, что этот пруд-океан - это тот самый водоем куда впадают греческие Лета, Мнемозина и Стикс...
У меня были несколько иные ассоциации. Помню, Юнг, разбирая сны, соотносил сны про нахождение в воде с символическим нахождением человека в утробе. А еще мне вспоминались многочисленные мифы из разных культур про первозданный океан, из которого и вышло все живое... И то, и то затрагивает тему океана-моря как истока жизни. А когда мальчика опустили в океан и описывались его ощущения, я подумала, что наверное так и выглядит нирвана))) В общем, очень символичная вещь вышла, и в этом тоже прелесть, что каждый может ее по-своему даже не додумать, а "дочувствовать".
@darksilfida, вот как первоокеан (как египетский Нун) я и воспринял его, когда читал. А сейчас - после прошедшего года - подумал, что это может быть кольцо. Не просто прародитель жизни, но и куда вернулся. Короче - такое себе)))
@neveroff, ну, собственно, первоокеан часто и рассматривали не только как начало, но и как конец жизни. Все возвращается к основам и выходит из них)) Так что тут я полностью солидарна про "кольцо".
А еще меня невероятно зацепила идея про дорогу в другой мир через человеческое сердце... Вообще этот кусок, когда чистильщики говорят про дырку в сердце мальчика, через которую его будут звать потом иные миры и ему никогда из-за этого не будет покоя - по-моему, это невероятно яркий образ для тех, кто не может жить одной реальностью.
@darksilfida, согласен! Вообще, если смотреть на книгу именно образами, то там интересное можно накопать. То же зло в виде червяка и т.д.
@neveroff, и то, что зло опять же приходит в мир через человека. Правда, Гейман любит образные вещи, но в этот раз у него вышла очень символичная вещь. Многие детали можно брать и раскручивать их значение.
Правда, мне интересно, почему писатель так не долюбливает птиц. Здесь чистильщики напоминают птиц, в детях Ананси была мрачная богиня-птица и всякая жуть, с птицами связанная... У меня уже впечатление, что у автора личный пунктик на это)))
@darksilfida, думаю, что птицы - тоже символ. Уже не земные создания, но еще не потусторонние. Как-то так.)))
@neveroff, интересная интерпретация))) я о такой трактовке не задумывалась)))