Рецензия на книгу Девушка в поезде от winpoo
Так выходит, что на эту книгу у меня не получается написать только одну рецензию, слишком много планов в ней выступают в качестве ведущих или, по крайней мере, претендуют быть для меня таковыми. Поэтому…
Рецензия на книгу об алкоголизме. Количество бутылок и банок, выпитых главной героиней в этой книге, похоже, намного выше среднего по литературе, и большую часть времени героиня либо пьяна, либо мучается с похмелья. И если воспринимать это как роман об алкоголизме, то он, безусловно, удался, с какой стороны не посмотри. Писатели о женском алкоголизме практически не пишут, так что тема заранее была выигрышной. Он намного тяжелее и сложнее мужского, развивается и протекает быстрее, имеет более пагубные последствия, инвалидизирующие поведение, психику и личность, поэтому и описывать его в драматических и наглядных терминах намного легче, чем скучный мужской алкоголизм. Такие «декоративные элемены», как утро с похмелья, поиски бутылки, грязное бельё, рвота, мучительные воспоминания о том, что происходило накануне, несомненно, «украшают» повествование и делают его ближе к читателю, которому тоже не чуждо понимание того, как всё это бывает. Все симптомы и динамика развития женского алкоголизма описаны вполне достоверно, так что у меня даже время от времени создавалось ощущение, что автор слегка подсматривал в учебник по зависимостям или заглядывал на сайты по терапии алкоголизма.
Рецензия на книгу с социально отрицательным главным героем. Мужественных и сильных, переживших душевную драму и/или профессиональный кризис пьющих детективов в современной литературе немеряно. Но, несмотря ни на что, они всё же вызывают симпатию и понимание у читательской аудитории, считаются «обаятельными и привлекательными». Им сочувствуют и их принимают, ведь «яйца, табак, перегар и щетина…». Сделать героиней пьщую, безработную, отчаявшуюся в себе, опустившуюся женщину, чьё отношение к себе уже граничит с личностной деградацией, а поведение способно вызвать отвержение не только у женской, но и у мужской аудитории, – на мой взгляд, очень неплохой приём. Получилась эдакая «перевёрнутая» миссис Марпл или Джессика Флетчер наших дней. Такие парадоксы смотрятся очень выигрышно, и автор здесь тоже набирает очки, особенно когда героиня «проявляет мужество и героизм».
Рецензия на книгу о любви. В этой книге реально много всякой любви – и прошлой, и нынешней, и взаимной, и корыстной… Герои много вспоминают о своих чувствах, словно бы не желая расставаться с ними, смело демонстрируют вспыхивающие эмоции, легко вступают в связи. Но, как ни крути, все варианты любовных отношений, описанные автором, показались мне не вполне зрелыми, какими-то инфантильными и эгоистичными. Так, мне кажется, ведут себя подростки, для которых чувствовать себя любимыми, ничего особенно не давая другому взамен, истерично требовать от партнёра страсти и поклонения, считать себя осью любовных отношений очень типично. Но персонажам - за тридцать и живут они вместе не один год. Мне кажется, когда люди долго любят друг друга, то даже изначально страстные и необузданные отношения перерастают во взаимные заботу, понимание и нежность. Накал эмоций уходит, а на смену ему приходит уважение, привязанность, толерантность и уверенность друг в друге. Здесь всё иначе, во всех отношениях есть какой-то незрелый надрыв, болезненное напряжение, связанное со страхом утратить то, что имеешь. Никто из них никого по-настоящему не любит, и одновременно всем не хватает любви, все несчастны и, по сути, одиноки. Может быть, так оно и есть в современном мире, и автор специально попыталась выстроить для нас эти незримые психологические связи, но очки у меня точно потеряла. Я не сочла всё это правдоподобным и… мне хотелось хоть одной менее истеричной и требовательной любви.
Рецензия на книгу о лжи. Почти все персонажи лгут – одни более ловко, другие неумело. В их отношениях, как мне показалось, отсутствует не только полноценная любовь, но даже искренность. Практически, каждый из них пытается выстроить для себя что-то нужное на фундаменте лжи, недоговоренности, передёргивания, редко кто полностью доверяет другому и думает о чувствах друг друга. Здесь почти каждый создаёт для других недостоверную реальность о себе и своём прошлом, поэтому, вероятно, им и трудно рассчитывать друг на друга в драматических обстоятельствах – ведь они живут не в подлинной реальности, а в той, которую им в качестве таковой преподнёс партнёр. Время от времени «истина» прорывается наружу, создавая проблемы. Не знаю, имел ли это в виду автор в качестве специальной задачи, но последствия пересечения «неподлинностей» мне было занятно анализировать.
Рецензия на психологическую драму. В этом плане книга показалась мне, хотя и актуальной, но всё же не очень глубокой. Поведение героев импульсивно, ситуативно, мотивы их действий не всегда понятны, а местами и просто случайны, даже если объяснять их алкоголизмом и/или страхом. Никто друг друга не жалеет и не щадит, каждый готов к внутреннему предательству и открыт для агрессии. Но некоторые внутренние линии сюжета подмечены автором очень точно. Одна из них – идея о соглядатайстве: по большей части мы не думаем об этом, но кто-то действительно может наблюдать за нашей повседневной жизнью, пусть даже из окна поезда (равно как на сайтах, на работе, даже дома – знаете, сколько интересного может рассказать мусор, который каждый из нас выбрасывает каждый день!), и делать её предметом собственных фантазий и вожделений, особенно если ему нечем заполнить свою собственную. Это не значит, что мы лишены права на приватность, но ощущение неконтролируемого вмешательства в жизнь как-то настораживает.
Рецензия на детектив. Повествование динамичное и хорошо закручено, интрига постоянно меняется в сознании то так, то эдак, и возникающий азарт, когда только что так удачно выстроенные версии отпадают, сметённые новыми фактами из жизни героев, делает чтение увлекательным. Мне было интересно мысленно соревноваться с автором, кто кого «переиграет»: я раньше, чем это раскроется, догадаюсь, кто убил Мэган, или она оставит меня в неведении до последних страниц и удивит, когда всё окончательно раскроется. Этот забег Пола Хокинс проиграла - удивиться не удалось!
Итог. «Девушка...» позволила мне неплохо провести время. «Must read», как в рекламе, я бы её никогда не назвала, но для меня чтение было по крайней мере не обременительным и не скучным.