Рецензия на книгу Хромой Бес от AnnaOpredelenno
Кинематограф знает немало примеров того, как переснимают старые фильмы: потому что уж больно хороша задумка, или потому, что наконец-то развились технологии до нужного уровня, или потому, что тема благодатная для легкого успеха. Часто переснятые фильмы вызывают волну негатива, но случается, вкладывают в историю новую жизнь и вполне уместно акутализируют. О чем это я, собственно? При чем тут кинематограф? Ровно при том, что книгу "Хромой бес" неплохо бы было "переснять в новых реалиях и с новыми технологиями". Потому что задумка диво как хороша и открывает широкие возможности. Но исполнение, честно сказать, на сегодняшний день выглядит достаточно плоским и примитивным. Кстати, именно такие мысли, по-видимому, посетили и автора "Хромого беса", который повзаимствовал идею у испанского автора прошлого (для самого Лесажа прошлого, конечно, а не для нас) века. Нет, о плагиате речи нет, Лесаж того и не скрывал. Он выкатил самый натуральный ремейк. Не имею возможности сравнить с первоисточником, потому возвращаюсь к самой книге.
Любопытность идеи заключается в том, что все любят подглядывать. Любит это и студент, который давая деру от убийц, ввалился к колдуну, пленившему Хромого беса. Колдун где-то был занят, а студент тем временем пораспоряжался у того в мастерской и, грохнул скляночку, выпустил Беса. Тот в награду за свое освобождение приподнял ему крыши домов (Мадрида, как ни странно для автора-француза), включая тюрьму и психушку, рассеял туман над историями покойников на кладбище и снами горожан. И, вот так вот подглядывая где только можно, рассказал студенту много небольших историй. Отличная почва для многих сюжетов, разнообразных судеб и различных характеров.
По факту же получилось очень много скучных и однообразных историй с одинаково картонными персонажами. Может быть, на автора налагала дополнительные оковы необходимость быть полезным своей книгой, не знаю. Но ничего нового там нет: распутные жены, блудливые мужья, корыстные дети, скупые родители, подлые друзья. И пара историй про идеальную дружбу и непобедимую любовь - очень махровых: с длинными речами и многодневными неуемными плачами (если в 18 веке все и впрямь так себя вели - ой, и шумно же там было!), а так же втыканием клинка во все тела подряд, включая свое (от раскаяния) и невероятными совпадениями. Был и эпизод со сменой цвета - насвинячил, осознал, исправился, все танцуют. Тем не менее - все там либо черные, либо белые. На худой конец - двуцветные. Наверное, это дань принятому тогда стилю изложения - нужно упрощать и преувеличивать, чтобы уж наверняка быть правильно понятым. Мысль, что именно самое люди были примитивнее, я отбрасываю, ибо в том же Дон Кихоте (написанном раньше) народец-то пофактурнее.
В итоге я нашла книгу удачно коротенькой, вполне познавательной (с точки зрения истории литературы), с многообещающей задумкой, но довольно скучной.