Рецензия на книгу Бесы от cupy

#Иск1_4курс (Книги, которые вдохновили написать песни - Ария «Бесы»)
#Бойцовский_клуб (18. Книга из списка Бродского)
Даже если сложить всю безнадёжность тех 8 романов Достоевского, которые мне до этого довелось читать, она всё равно не приблизится к той опустошающей беспросветности, которую ощущаешь при чтении и последующем многочасовом обдумывании этого произведения. Вот уже второй день в голове у меня продолжают крутиться наиболее шокирующие события, самые яркие фразы, и вряд ли я ошибусь, если скажу, что это самая депрессивная книга, которая только попадала мне в руки. В ней нет ни одного светлого пятна, ведь стоит только появиться какому-либо благородному чувству, его неминуемо затопчут, а параллельно и самого зарвавшегося тоже растопчут.
По традиции писатель долго запрягает, в чём сам беззастенчиво признаётся. Он позволяет читателю расслабиться, настроившись на необременяющий сказ о нравах достопочтенной провинции, в которой женщина может «выписать» себе во во многих отношениях привлекательного бывшего писателя, фотография которого ей приглянулась ещё в гимназические годы, содержать его и оттого рассчитывать не беспрекословное подчинение. Но вскоре автор заставляет нас вздрогнуть, когда речь заходит о цветочках вроде укушенных ушей и прочих публичных унижений, и ягодках – собственно терроризме, к которому привели неуёмные и бездумные радикальные настрои. Но самое страшное, что сюжет взят не с потолка, а основывался на реальном убийстве, на имевших место быть настроях интеллигенции.
Неслучайно Достоевский пишет о бесах, вошедших в целое стадо свиней (или в целый кружок, если ближе к основному тексту) ведь человек сам по себе гораздо скорее задумается о том, что делает, чем когда речь идёт о сплочённой чем-либо компании. Другое дело – такой индивидуалист, как главный герой, Ставрогин. На мой взгляд, вседозволенность вперемешку с бесцельностью существования – одно из худших сочетаний, погубивших его, да и не одного его. И поскольку найти смысл в своей жизни ему не хватало выдержки, оставалось только искать границы той самой дозволенности. Если можно без серьёзных последствий совершить одно, другое, третье, то рано или поздно мозг подскажет совсем уж противоестественный путь. И тут можно было бы попенять издателей-современников Достоевского, запретивших ему печатать задуманное ядро романа, в котором Ставрогин исповедуется в надругательстве над 10-летней девочкой, ведь это настолько определяющий поступок, но ведь и в современных изданиях эта глава является дополнительной, замыкая книгу, против всякой воли писателя. Хотя важность её нельзя переоценить, она проясняет очень многое в поведении Ставрогина, включая и его срывы.
Можно очень много говорить о сюжете, о трёхмерных персонажах, но далеко не сразу дойти до второстепенных, а ведь они не менее важны, доказательством тому служит как минимум Кармазинов, в образе которого Достоевский запечатлел Тургенева. Но чтобы объяснить роман в целом, нужно, как говорил Толстой, переписать его заново. Так что в этом случае я полностью разделяю мнение Бродского – это произведение рано или поздно стоит прочесть.
Как ты осилила столько книг Достоевского???? Ты мой герой!!! Мне "Преступления и наказания" с лихвой хватило
И пожалуй возьму книгу в хотелки
Доп.рецензия №2
@lerochka, а я почему-то как полюбила в школьные годы Преступление, так и продолжаю периодически возвращаться к автору. Хотя после каждой книги нужно минимум несколько месяцев передохнуть)
И это же ещё меньше половины творчества, какой герой))
@cupy, мало кто читает Достоевсого в таком объеме, да еще и любят)
@lerochka, у меня на родине было бы сложно не проникнуться его творчеством) С одной стороны, в Омске прошли годы каторги, эффект происходит не самый простой, с другой - когда у меня каждый день путь пролегал от одного памятника Достоевскому до другого, от осознания того, что этой же дорогой ходил и писатель, разные мысли появляются) И в итоге его творчество вызывает почти физический эффект каждый раз. На редкость.