Рецензия на книгу На берегах Невы от liu

В такие вот вечера
Цветут на столе георгины,
А в окнах заката парча.
Сегодня мои именины
(Не завтра и не вчера).
Поздравлять приходило трое,
И каждый подарок принес:
Первый - стихи о Трое,
Второй - пакет папирос.
А третий мне поклонился:
- Я вам луну подарю,
Подарок такой не снился
Египетскому царю...
А вы читали стихи Одоевцевой? Я до недавнего времени совсем ничего не знала о ней. А между прочим эту самую луну из стихотворения ей подарил Николай Гумилёв. Приглашаю вас погрузиться в воспоминания "любимой ученицы Гумилёва" о Серебряном веке русской поэзии, о его прекрасных и трагических героях, о его закате.
Спасибо Одоевцевой за её хорошую память и внимательные уши. Как она и обещает в самом начале, она не столько пишет о себе, сколько о тех, кто её окружал, о тех, кто творил тогда. И хотя пишет она уже в зрелом возрасте, её всё время воспринимаешь как опрятную, прилежную, немного робкую и преданную ученицу и её образ "маленькой поэтессы с огромным бантом" следует неотступно.
Больше всего она пишет о своём учителе, как зарождалась их дружба, которую Одоевцева и не осмеливается назвать дружбой, она не восхищается им слепо, но уважает безмерно, принимая со всеми недостатками и достоинствами. Мне Гумилёв напомнил часто встречающийся типаж среди людей искусства - талантливый, немного заносчивый, представляет своё мнение как непреложную истину и с гордым налётом менторства. О Гумилёве здесь и правда очень много, неиссякаемые анекдоты и смешные ситуации, моменты грустные и задумчивые, порой обнажающие душу разговоры, его африканский портфель, доха и ушастая оленья шапка.
Но есть множество историй и портретов других современников: смешливый и ранимый Мандельштам, загадочный непонятный Блок, Георгий Иванов, будущий муж Одоевцевой, Ахматова и Цветаева, Оцуп, Лозинский-переводчик, Андрей Белый... Серебряная лоза славных имён! И конечно же, льющаяся бурная река стихотворений, эти воспоминания - сплошная поэзия, с надрывом и нервной дрожью. Невозможно не отвлечься с этих мемуаров на поэтов и их творения.
А само время: трагическое, роковое, страшное. Время потрясений и революций, голодное время. Невыразимо тяжело пришлось тем, кто выбирал свободу мысли, свободу творчества, и большинство дорого за это заплатили.
Каждый ходил по острию бритвы.
И невозможно не содрогнуться от горечи блоковской речи: "…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл".
А потом ... самоубийства Цветаевой, Маяковского, Есенина, Виктора Гофмана, Игнатьева; гибель в лагерях Мандельштама; расстрел Гумилёва, его сына от Ахматовой Льва сослали в лагеря, позже его вторая жена и дочь умерли в голодное время блокады. Не забыть и философский пароход.
При всей этой трагичности, воспоминания Одоевцевой полны любви и светлой памяти. И приятно вместе с ней гулять по улицам северной столицы: вот дом Мурузи на Литейном и Дом Литераторов на Бассейной, а вот квартира на Преображенской, а как приятно в Летнем и Таврическом садах. И хочется крепко пожать каждому поэту руку и сказать, мы продолжаем гулять по тем же улицам, что и вы, вдыхаем влажный воздух на берегах Невы, восхищаемся вашей поэзией и помним вас, помним!
И не просто потому что об этом просила Одоевцева:
"И если вы, мои читатели, исполните мою просьбу и полюбите тех, о ком я сейчас пишу, — вы обязательно подарите им временное бессмертие, а мне сознание, что я не напрасно жила на этом свете.
О, любите их, любите, удержите их на земле!"
#Бойцовский_клуб (Книга-автобиография)
я недавно стал зачитываться стихами)) маленький сборничек Ахматовой..В ее стихах нет обывательницы, что ли. Да и много от чего задумываешься..
Вам кто больше симпатичен?
Если выбирать именно из поэтов Серебряного века, то, пожалуй Блок. Многое нравится у Мандельштама и Белого, Ахматову тоже люблю. Но Ахматова у меня всегда прежде всего ассоциировалась со сложными отношениями с сыном - Львом Гумилёвым. А вот кстати к Гумилёву-старшему равнодушна.
Поэзия вообще по-другому читается, совершенно иное чтение в отличие от прозы. Над стихами всегда больше думаешь, можно на строчке зависнуть надолго, перечитывать и додумывать, больше ассоциативного мышления, и стихи гораздо ближе к музыке, конечно.
@psycho, ответ выше настрочила, забыла ник поставить просто)))
@liu, спасибо за разъяснения) я со стихами вообще на вы. По поводу музыки и стихов еще у Бродского слышал..
А из современных поэтов посоветуете кого?
@psycho, ох, вот прям совсем советовать не буду никого - это такое всегда личное. К тому же современных я не то, чтобы очень хорошо знаю. Но читаю Дмитрия Быкова... ещё Гандельсман, Алексей Цветков.
@psycho, а кстати как к Бродскому относитесь, вернее к его творчеству?)
@liu, как и к творчеству других) уважительно, без фанатизма. Когда читал с ним диалог..попутно листал его стихи. Ничего не зацепило, в сравнении с Ахматовой. Может не дорос еще. Либо они сложны, либо перегружены, или не хватает той простой красоты. Выделил пару..
-дорогая, я вышел сегодня из дому...
- сумев отгородиться от людей
Вообще заметил, что для стихов нужно уединение, им недостаточно соц. отстраненности..Ну и в бумаге они идут лучше, как по мне.
Раньше стихи не привлекали.
@psycho, меня стихи тоже долго не привлекали,только после работы с оперой и вокалистами прониклась. И тут же пожалела, что знаю только английский. С удовольствием бы читала стихи немецких и французских поэтов в оригинале, Гёте и Верлена.А к стихам Бродского у меня спорное отношение: что-то нравится, а что-то совсем нет.
И да, согласна, стихи нужны однозначно в бумаге)