Рецензия на книгу Король, дама, валет от Elloissa
«Король, дама, валет» - моё первое полноценное знакомство с автором (оставленную на середине «Лолиту» в счет не беру). И хочу сказать, что Набоков меня восхитил. Я влюбилась в произведение, буквально, с первых строк – «Огромная, черная стрела часов, застывшая перед своим ежеминутным жестом, сейчас вот дрогнет, и от ее тугого толчка тронется весь мир..». Ну как тут не влюбиться?
Язык у автора, бесспорно, уникален и узнаваем из тысячи. Именно поэтому, читать его мне было, порой, сложно, но восхищаться я не переставала. «Старушки стали шевелиться, шурша разоблачать бутерброды» - красота, безусловная красота речи, вперемешку с остроумием и тонкостью каждого момента.
Но больше всего меня впечатлил эффект американских горок - вот автор посадил вас в кабинку, проверил плотно ли прилегает к телу ремень безопасности, в мельчайших подробностях проиллюстрировал всё вокруг, не забыв пожелать счастливого пути, как вдруг, тележка срывается с места, слёзы, рожденные встречным ветром, застилают взор, и уже сложно уследить за скоростью развития событий, но стоп, опять затишье, перерыв на самой вершине, чтобы набрать побольше воздуха в лёгкие и с чистой совестью полететь вниз, крича во всё горло. И ещё представьте, что во время всего аттракциона, вы периодически засыпаете и видите сумбурные, иллюзорные сны, которым автор уделил много времени, отчего они вышли жутко прекрасными или прекрасно жуткими, тут каждому своё.
Казалось бы, любовный треугольник. Всё просто и в то же время штучно, казалось бы, как у всех, но читая, понимаешь, что ошибался. Есть в этой истории что-то своеобразное, пугающее, липкое.
Из полюбившихся персонажей, пожалуй, выделю старика-хозяина, у которого юный Франц снимал комнату. Он не только хозяин своего дома, но ещё и хозяин своей жизни, меняющий реальность. И конечно, Король, он мой любимец, персонаж, описанный со всех сторон кропотливыми словами автора. Что же касается до отношений Дамы и Валета, тут я была скупа на эмоции, гораздо интереснее было читать, повторюсь, про Короля, на то он и Король.
Теперь выражу благодарность @psycho, ты был прав, лучше.
Вы можете читать Набокова дозировано, можете запоем, но главное – читайте!
говоря о "короле, ты подразумеваешь мужа?) Мне кажется, у Набокова гораздо многограннее
@psycho, да, мужа) он для меня Король!) я, если честно, впервые столкнулась с такой мощной многогранностью, ещё не осознала до конца)
@Elloissa, проще называть - мужчина, женщина, парень...А ярлыки или роли, все сложнее)
книжку читал два раза)) и каждый раз находил новое..
на второй раз..король у меня поменялся
@psycho, ты меня заинтриговал! Теперь точно когда-нибудь прочту второй раз.. Посмотрим, что получится. А как тебе образ женщины здесь? Т.к. читала эту книгу сразу после Шлинка, непроизвольна сравнивала. Но не нашла ничего общего в книгах, кроме самой сути - треугольника. При этом обе книги полюбила
@Elloissa, книги разные, да. Просто там и там интересная женщина, печаль..грусть..
Но Набоков тут эмоционально ярче, сексуальнее, смелее..в целом тоньше.
Женщина у Шлинка, мне нравится больше, но в целом (окружение) у него, как-то поверхностно, что ли.
Ну и стилистически эта книжка сильнее. Ты словно в этой лодке, решаешься вместе с молодым человеком. В то время, как у Шлинка, просто наблюдаешь, но веришь
@psycho, да, чувство присутствия в этой книги доведено до максимума.. Особенно, помнишь, одна из первых глав была описана глазами Франца без очков? Так вот, я как жутко близорукий человек, абсолютно прониклась его образом в тот момент, будто бы и сама была без очков. Со Шлинком, соглашусь, ты - наблюдатель, ну там и сам рассказчик в большей степени становился наблюдателем, когда на сцену периодически выходили другие двое. Так что чувство присутствия тоже есть, просто ты примеряешь шкуру рассказчика, а он и есть наблюдатель. Надеюсь, я не запутала ничего)))
@Elloissa, мне интересно..ты кому сопереживала? за твоего короля?)
@psycho, знаешь, тут у меня вышло совсем по -женски. Я сопереживала женщине - нелепый муж, нелепая влюбленность в молодого парня, нелепая смерть:( мне был жаль её, особенно из-за смеха Франца в самом конце. А для нее ведь он был королём. А мой король не вызывал сопереживания, скорее меня привлекал его характер и нежелание замечать очевидные вещи.