Рецензия на книгу Отцы и дети от cupy

#Б1_4курс (4.2 Детский абонемент)
Перечитывать любимые книги детства или подросткового периода часто чревато, но этот роман прошёл проверку. Правда, один балл я всё же придержала из-за второй половины книги, показавшейся более слабой и затянутой, но главное не изменилось – по-прежнему могу сказать, что эта книга не зря была моей любимой среди обширной школьной программы. Нередко мы сетуем на присутствие в ней одних книг и отсутствие других, но именно Тургенев, на мой взгляд, исключение из этого правила: вовремя даётся Ася и чуть позднее, но не менее своевременно эта книга. В отведённом возрасте читателям будет максимально близок Базаров, с его оголтелым максимализмом, кто-то найдёт в себе черты ещё более “зелёного” Аркадия – и как раз юным читателям будут созвучны первые попытки вылезти из-под крыла лидера и опериться самостоятельно. Но Иван Сергеевич не был бы великим писателем, если бы абзац за абзацем не подвёл юный ум к пониманию и психологии старшего поколения, причём не абстрактно и издалека, а так, чтобы какие-то конфликты с родными осмыслились и стали угасать не только у героев, но и у взявшихся за книгу. Проверено на себе.
Как никогда пожалела о том, что при переезде потерялись мои тетрадки с сочинениями, и теперь остаётся только напрягать память, чтобы сравнить впечталения от прочтения с разницей лет в 10. В первую очередь тогда мне всё-таки был чуть милее Базаров. Уже было понятно, что он перегибает палку с уверениями, что для строительства чего-то нового нужно сравнять с землёй старое (возникли нехорошие сравнения с наиболее трагическими событиями следующего века). Но тогда двое студентов ещё воспринимались как взрослые, относительно сформировавшиеся личности, особенно Евгений. Только сейчас ясно, насколько ему не хватает жизненного опыта, понимания самых базовых вещей. Для него крестьянская реформа – слишком малая, дробная часть великой Реформы, которую он хочет увидеть в обществе. И при такой оторванности от земли, неудивительно, что его угораздивает попасть в западню собственных надуманных теорий. И всё его отрицание - лишь банальное недовольство собственным социальным происхождением, а ведь оно далеко не так плохо - сын лекаря, внук дьякона. Но именно такая промежуточность и вызывает в нём бессилье знать свой шесток - недостаточно высок, как хотелось бы задрать нос, хотя и недостаточно низок, чтобы быть ближе к народу и не мнить из себя невесть что. Не зря ведь он тоже учится на врача, т.е. выше головы не прыгнет. Вот если бы перед ним в будущем маячила более завидная перспектива, не пришлось бы его гордыне доходить до отрицания всего сущего, лишь бы только не быть по статусу ниже своего дружка, который, всем понятно, поглупее будет. Конечно, ему хочется искоренить это реформой реформ.
Интересно рассмотреть сюжет не в привязке конкретно к нигилизму (это понятие по-своему актуально, и даже обрело новую грань, но точно не для всех), а к любой другой новой идее. Такой здесь стык плит консерватизма и новаторства… И всё это лишь то, что можно причислить к “главной идее”, но сколько мелких, подспудных тем поднимает Тургенев, описывает много типов отношений. Про многих героев я уже и забыла, даже про Катю, не говоря уже о двух Аринах – и тут мне стало интересно, почему при не слишком населённом сюжете, имя повторяется. Пожалуй, разгадка в одном из последних философских разговорах о людях “хищных” и “ручных”. Процент “хищных” среди мужчин поболе, чем среди женщин. А “ручные” между собой больше похожи.
В целом это тот двойственный роман, который полезно с возрастом перечитывать, посматривая на что-то уже под другим углом и замечая упущенные или забытые нюансы. Особенно интересно было отмечать определённые места, вспоминая то, что то ли цитировала в сочинении, то ли озвучивала в классе, и недоумевать другим - как то запомнилось, а это прошло мимо?
наверное, вся знаковая школьная классика сейчас уже в других пластах увидится. а лет через 10-20 ещё в каких-нибудь новых. хорошо, когда в произведении есть, куда копать))
из всего произведения помню только нигилизм и примерные смыслы нескольких разговоров. про Арин, хищных и ручных вообще молчу...
@HelenaL, мне тоже про хищность людей больше помнился предфинальный пассаж из "Леса" Островского, вот его наизусть знала, потому что любимая пьеса автора. А у Тургенева нигилизм и прочее перевесили в памяти такие эпизоды)
Ох, как оказывается смутно вспоминается классика из школы. С нигилизмом ты права, запомнился больше всего, может потому что само слово было в новинку, или потому что учителя делали на этом упор. Очень бы мне хотелось почитать твои школьные сочинения!) И свои кстати тоже...
@liu, ага, мы с Леной ещё решили, что надо "Героя нашего времени" перечитать) Мне кажется, у нас не было шанса не запомнить нигилизм - даже если бы сами не обратили внимания не словечко, учителя бы всё равно все уши прожужжали))
А я бы даже не литературные больше хотела прочитать, а на тему Беслана, которые мы писали в дни трагедии - вот там у меня больше всего эмоций было, возраст ещё такой был самый восприимчивый, неполные 12. А вот твои все! Тоже не сохранились?
@cupy, неееет, я же с детства дама переезжающая с места на место. Не найти сейчас! На тему Беслана - очень серьёзно.
@liu, и почему меня это не удивляет?)
Наша одержимая директор решила тогда, что нужно устроить конкурс таких сочинений, и таким образом выразить поддержку.. Но самое главное, что мы хотя бы выразили свои эмоции.
@cupy, на самом деле это была очень даже хорошая идея. Мне кажется детям (желательно тем, кто постарше) полезно размышлять на такие темы, к тому здесь не просто какая-то абстрактная ситуация из книги или из прошлого, а настоящая связь с реальностью.
@liu, наша школа ещё была с художественным уклоном (т.е. в каждой параллели был один художественный класс, у которого в расписании было много специализированных предметов и отдельное крыло в школе; остальным, правда, тоже доставалось больше чем в других школах - на пленэры регулярно ходили, учителя изо более требовательные)), поэтому в рекреациях (коридорах) всегда было много выставок, часто сменяющих друг друга, но в тот период как раз всё было посвящено этой теме - художники тоже выражались.
@cupy, какая потрясающая школа!!! мне "повезло" учиться в эколого-биологическом лицее)
@liu, хотя не выбирали, просто она была ближе всего к дому) Но оборотная сторона тоже имелась: например, однажды художники в вечной спешке плохо повесили громадный триптих, и он одной учительнице на голову приземлился.. Да ладно тебе, тоже интересно! У нас экология ограничивалась оформлением одного кабинета. Зато, наверное, самый строгий биолог в мире была ещё и нашей классной, так что на этом предмете тоже был акцентик))
@cupy, ну что, пришлось совмещать утренний чай с диагональным пробегом Леса:))
потому что, несмотря на то, что Островский вместе с Чеховым активно участвовали в привитии любви к пьесам, помню только "Грозу". ну и "Снегурочку", благодаря Чайковскому, но тогда я совсем была молодая и глупая))
@HelenaL, )) нашла?) Там уже в одной из последних реплик. Причём в сети есть только укороченный вариант этого длинного спича, а мне как раз больше нравилась вторая половина.. В школьные годы это вообще была моя любимая пьеса от любимого драматурга, но с тех пор простила Шекспиру "Ромео и Джульетту", и вкусы сместились)) Чехова тоже любила, но у нас одна из учительниц литературы была так на нём помешана, что я в какой-то момент подустала доклады делать. И слушать.
@cupy, найти-нашла, но диагонального просмотра всё равно мало)) смотрела дома в бумаге, но не знаю, насколько там полная версия, вечером сравню с интернетом)
вообще не помню у нас по литературе докладов) да и по другим предметам их особо не было. и что-то хорошее в этом тоже есть)
У меня эта книга даже не стоит в прочитанных, хотя в школьные годы читала, но ничего не помню. Поэтому буду читать, не перечитывать, а именно читать заново
@lerochka, у меня вообще мало что отмечено из давно прочитанного. И нигилизм не помнишь? В основном сошлись на том, что его все помнят)) А я женских персонажей вообще не помнила - тоже многие сюжетные моменты заново читала, только маму Базарова помнила. Даже Фенечку забыла.
Вот все точь в точь:) Захотелось найти свои тетрадки школьные))) В школе я была просто без ума от Базарова, а сейчас дала бы ему леща))))
@downj, ни убавить, ни прибавить :)
Помню, как восхищалась Базаровым, читая произведение в школе) Тогда он казался мне таким смелым бунтарём, который ничего и никого не боится, открыто противостоит взглядам общества. Нужно перечитать книгу, чтобы понять своё отношение к нему сейчас.
@oksanamore, да, эту книгу из-за двувозрастности точно нужно перечитывать)