Рецензия на книгу Игра в бисер от liu
Немало читателей, соприкоснувшись с этим бесценным сокровищем, шедевром Германа Гессе делают его венцом своей личной читательской карьеры. Я тоже не избежала этой участи. Являясь знаковым произведением литературы, эта книга не просто роман, это философское эссе и одно из главных отражений истории культуры. Именно поэтому я тщательно перечитываю её и буду перечитывать не один раз и находить в ней новые смыслы, вдохновение и "просветление".
Уже в одном названии можно увидеть плеяду значений и символов. Сразу же вспоминается трактат Йохана Хейзинги "Homo Ludens" ("Человек играющий"), где игра - это целый феномен, который охватывает всю человеческую цивилизацию, всё живое. Это и серьёзность и несерьёзность одновременно.
Такая полярность в то же время означает гармонию. У Гессе не раз затрагивается тема полярности, касательно ситуаций и личностей. Игра - свободна, и при этом несвободна, ведь в ней всегда есть правила, которым нужно следовать, но которые достаточно гибкие и могут быть подвержены изменениям в определённых рамках. В игры играют все от мала до велика.
И Гессе сам играет со всей серьёзностью, когда пишет этот титанический труд: играет со словами, языками, смыслами и значениями, с воображением. Сам читатель играет, проводя часы с этой книгой.
Что же такое есть - эта загадочная игра в бисер? Это воплощение духовности, утончённый культ, "магический театр", универсальный язык людей духа, прикосновение к божественному, идеальному. Она включает в себя три начала: науку, почитание прекрасного и медитацию, причём медитацию особого интеллектуального толка. В книге не найдётся описаний правил и процесса игры, в виду того, что это, с одной стороны, заняло бы не один учебник, а с другой, это и не нужно. Таким образом, сохраняется таинственность, элитарность процесса, в который могут быть посвящены только избранные. Партии игры в бисер концентрируют в себе идеи и
концепции, которые группируются определённым образом и вырисовываются из научных и эстетических сфер, идеи и их составляющие представляют собой определённые коды, понятные людям посвящённым, и они словно бисер нанизываются друг за дружкой на нить, на стержень партии. Это огромная умственная работа, требующая навыков в самых различных науках и искусствах, эрудиции и воображения. Игра в бисер стоит за пределами науки и культуры, она охватывает их, приводит к синтезу и простирается дальше.
Если кратко о сюжете и атмосфере, то - это своеобразное жизнеописание Йозефа Кнехта от вымышленного историка. Кнехт с юных лет попадает и обитает большую часть жизни в интеллектуальной и духовной стране Касталии со своей иерархией, правилами, которая вполне успешно объединила лучшие черты монашеских орденов и университетских городков.
Это сосредоточение интеллектуальной элиты, великих учёных и эстетов, место благочестия без налёта религиозности и мистицизма. Касталийцы поклоняются разуму, истине и мудрости. Очень много можно размышлять об отношении самого Гессе к созданному им государству в государстве. В начале в нём видится несомненный идеал, совершенный мир, узнаются его недостатки, которые оправдываются и поясняются, но что важнее, так это последующие предзнаменования деморализации и гибели.
В книге собрано огромное количество идей, сама книга видится мне целой партией игры в бисер. Здесь мысли о свободе выбора и его относительности, о зависти, счастье, о дипломатии, об учительстве и ученичестве и их размытых контурах, что было мне особенно интересно.
Несмотря на то ,что действие романа происходит в вымышленном времени, которое воспринимается как безвременье, рассматриваются многие историко-политические проблемы.
Гессе активно использует гегелевскую диалектическую триаду "тезис-антитезис-синтез", это неотъемлемая, растворяющаяся в романе часть. Науке противопоставляется культура, а затем они сливаются в синтезе, мир Касталии противопоставляется остальному внешнему миру и далее следуют попытки примирить эти противоположности, главный герой находится в
противостоянии с Плинио Дезиньори, и их дружба и вражда в итоге перерастает во что-то важное и значительное, сама личность Кнехта - полярна, внутри него происходят целые битвы и примирения. К синтезу приходят жизнь деятельная и жизнь созерцательная, закон и свобода, индивидуум и коллектив, сближаются Восток и Запад.
Много пищи для размышлений мне дала "amor fati" главного героя - эта любовь к своей судьбе, которая вела его за руку словно ангел-хранитель по жизненному пути и очень его облегчила, это благодарное принятие событий и ситуаций, достаточно ницшеанская черта.
Вообще сам главный герой - личность привлекательная и завораживающая, он сам заключает в себе основные идеи произведения, через его размышления открываются смыслы и значения. Ему повезло быть одарённым человеком, которому достаточно легко давалось восхождение по иерархической лестнице, он был одарён многими талантами, ему достались искательная дружба соучеников и доброжелательное внимание начальства, и на фоне такой судьбы очень знаково и патетично окончание его пути.
Мне безумно нравится неспешность повествования, которая объединяет медленные размышления и горячность каких-то идей, спокойствие мыслей и живость ума. Меня восторгают письма и разговоры, которые являются примерами предельной вежливости, блестящей дипломатии, проницательности и остроумия. Я бесконечно изумлена этим трактатом, полным изящества и некричащего величия. И я неописуемо ценю то, что значительное место в этом романе отводится музыке и музицированию (наравне с математикой), это один из самых выразительных жестов произведения. Ведь неслучайно об "Игре в бисер" я узнала именно в консерватории, когда её советовали читать для того, чтобы больше проникнуться духом классической музыки.
Сама форма романа видится мне монументальным музыкальным произведением - целой симфонией, с её всеохватностью, контрастами и повторениями, главными, побочными и связующими темами, кодами, с мощной оркестровкой и отдельными звучаниями каждого инструмента, с её классическими четырьмя частями, каждая из которых воплощает 4 человеческих ипостаси: человек действующий, человек мыслящий, человек играющий и человек общающийся.
И напоследок, хочется проникнуться ещё одной мыслью романа, которая не должна звучать трагично и мрачно, скорее с просветлённым настроением и с ощущением уже упомянутой "amor fati":
"Memento mori"
"Помни о смерти".
Во ты умная!
Я ж не смогла это дочитать в вузе. Может, еще потому, что читать начала сразу после его Степного Волка...А может потому, что училась не в консерватории)))
Как приятно видеть вашу рецензию. У меня после этой книги и половины не было того понимания и упорядоченности, скорее, я выхватила те вещи, которые важны для меня и они во мне проросли и до сих пор растут себе. И правда ведь чудесная книга.
@rina_rot, у меня Степной волк кстати не то, чтобы с восторгом пошёл. Я дочитала, но как-то вяленько, теперь хочу перечитать ещё раз, может пойму побольше, не такая уж я поэтому и умная)))) А вообще знакомство с Гессе именно с Игры в бисер и началось, плюс его Сиддхартху обожаю. А вообще я от души тебе желаю поймать настроение под Игру в бисер, и да во многом из-за музыкальных тем мне читалось так увлекательно.
@liu, ооо, Сиддхатху я вообще читать не смогла. Но тогда я была еще моложе, чем когда Волка читала. Не надо было так рано начинать, наверное)))
@Headless, спасибо)) У меня после первого прочтения было очень много неупорядоченных восторгов и разрозненных мыслей, а во второй раз - сейчас - больше осмысления и нахождения новых идей. Для меня эта книга пока единственная в своём роде, хотя мне вот Томаса Манна советуют читать на этой же волне.
@rina_rot, может настроения не то было) Я Гессе уже давненько не читала, потому что тоже настроения не было... а тут так удачно меня академия вывела снова на него)
ты крута)
Кутзее кстати тоже вопрос игры затрагивает, там где животное засыпает от скуки, человек воссоздает музыку, пишет книги...подбор различных символов/слов - своеобразная игра воображения.
но конечно, в другом контексте.
@liu, грандиозно! читала давно, было непросто, далеко не все понятно.
перечитать пока не решилась, но такая рецензия заставляет задуматься - может, и надо)
@psycho, а это в каком именно произведении у него? Доберусь я ещё до Кутзее снова, только чуть позже.. сразу после Гессе как-то не очень будет)
@Nyut, надо-надо, обязательно, только надо ещё и время удачное подобрать для этого) Вот меня прям радует, что столько людей с "Игрой в бисер" знакомы)
@liu, у меня восторгов не было, было такое "вот это книиигааа!") Она правда из тех, которые умри, но прочитай и осознай.) Потому и перечитывать не рвусь, очень ещё живёт внутри, хоть давно было. А Манна, да, может быть и придётся ко двору.
@liu, мистер Фо)
@psycho, вообще про такую даже не слышала) сколько всего оказывается ещё у Кутзее...
@headless, ну теперь, если перечитывать, то только лет через пять. У меня и в этот раз тоже промежуток в 5 лет был. А насчёт "умри, но прочитай и осознай", не думаю, что так. Главное, чтобы читалось в удовольствие. А то вот многие и про "Улисса" говорят - надо-надо-надо. А надо ли оно, если идёт с трудом и как пытка)
@liu, вот полностью разделяю. Для каждой книги своя минута..
ну и переходи на Томаса) я тоже думал открывать его осенью..Правда чуть позже)
@psycho, я тоже чуть позже, когда академия закончится, а значит в октябре. У меня пока знакомство с ним ограничивается маленькой (по объёму) "Смертью в Венеции"...
Вот не так давно писала Алине, что стала осознанно удерживать себя от чтения Сашиных рецензий на Моэма после штук 2х, потому что велико искушение переключиться на старое доброе родное любимое. Так почему не убежала с криками "Дэнжер! Дэнжер" при упоминании Гессе?))
когда-нибудь надо всё-таки добраться, думаю, что второй раз действительно много нового увидится.
о, пометила в голове "ждать Манна в октябре"))
Люда, крутяк! Я даже решился на столь длинный текст рецензии...)
П. С. Надо вводить на Ридли статус " Просветлённый "... Для таких, как Люда... :))
@HelenaL, зачем кричать, нужно бежать к Гессе и хвататься за его книги и читать, читать, читать)))) Меня тоже Саша вдохновлял своими моэмовскими рецензиями, но как бы мне не хотелось, время сейчас не для Моэма.
@readman, спасибо огромное, для меня это вторая рецензия, которой я сама горжусь) А статус Гуру очень близок по значению к "Просветлённый", но второе слово мне больше нравится)))))
@liu, да это Вам спасибо.))) Удивили своим взглядом на сложную книгу. Благодаря таким рецензиям хочется вновь обратиться к мудрёному автору. Вдруг и мне что-нибудь приоткроется.)
@liu, а первая какая?? вообще-то их явно должно быть больше ;) ладно, я за тебя погоржусь))
@liu, про умри я шутейно.) Многих же пугает, что читается она непросто.
@readman, обязательно приоткроется, главное не корпеть над книгой до взрыва мозга, это всё же не учебник высшей математики, а просто читать с наслаждением и хватать идеи, которые понятны и близки)
@cupy, первая - "Рождение трагедии из духа музыки" с конкурса рецензий) Написание этих 2-х рецензий потребовало больше сосредоточенности и размышлений. Вот, лучше ты за меня погордись, чтобы я нос не задирала)
@headless, а многим просто лень))) например, моему мужу, 2-й год уже уговариваю, но после этой рецензии пообещал прочесть)
@liu, я на неё ставку и делала, потому что яркое впечатление, до сих пор свежо) Да что там, я даже помню первую рецензию, по которой я тебе запомнила, ещё на Архитектурном, и сразу побежала книжку читать))
@cupy, а что это была за рецензия?))
@liu, сейчас удивлю)) Зимний дом
@cupy, действительно удивила! Конечно, я очень хорошо и книгу, и рецензию помню, и вообще на автора глаз положила... Но всё же удивила))))
Второй экзамен сдан.
@liu, так я надолго выпаду и из жизни и даже из ридли-жизни, а сейчас, пожалуй, не самое подходящее для этого время)
@HelenaL, да, выпадать из ридли-жизни - это самое обидное!!
@readman, точно - должен быть высший статус для читающих такие непростые книги!
@liu, так хорошо сказано - должно быть в удовольствие и без мучений, даже если великие книги. здорово, что мы все тут встретились - замечательные читатели разных книг)))
Я до сих пор боюсь Гессе. Хотя знаю что НАДО, но это этого еще дальше откладываю)))
А рецензия крутая, Люда. В очередной раз.)))
@Nyut, если будет такой статус, это вдохновит людей читать такие книги... Тут другой вопрос, по каким критериям эти книги объединять. Иной раз в детской книги можно накопать таких глубоких смыслов!
@neveroff, вот Саш, кому-кому, но не тебе бояться Гессе)))))
@liu, согласна, тут могут быть споры. хотя есть думаю, некоторые книги очевидным образом окажутся в списке сложных
За это лето три раза брала эту книгу в руки и пыталась начать читать. И каждый раз ставила книгу на полку. Но не потому что сложно читать. Я не знаю насколько сложно, я просто даже боюсь прочитать первую страницу. Вот даже и рецензию с третьего раза только прочла)
@lerochka, возможно у тебя гессефобия... Не сдавайся, клин клином)))))
@liu, мне нужен мощный пинок на прочтение) Я также боялась "Имя розы" Эко. Не зря, конечно, боялась, после прочтения решила, что нужно перечитать. Вот думаю и с Гессе также будет
@lerochka, тебе нужен не пинок, а добровольное решение))) Пинаться такими книгами не стоит, как мне кажется. А я вот до Имени Розы пока так и не добралась ,потому что жду своего добровольного решения, а оно всё как-то не приходит.... Как бы до старости ждать не пришлось))))
@liu, желаю, чтоб поскорее на Имя розы потянуло))
@Nyut, очень-очень хорошее пожелание) Спасибо!)
Читала рецензию до прочтения книги и сейчас прочитала после. Абсолютно разные ощущения! Рецензия прекрасна!
@Elloissa, мне вот очень приятно, что ты мою рецензию прочла))) Я уже писала о том, что большинство оформленных мыслей мне пришло только после второго чтения, когда прочла в первый раз - былоипросто летающе-млеющие ощущения без какого-либо тщательного анализа прочитанного.
@liu, летающе-млеющие ощущения - это в точку. Именно они сейчас у меня.. Уже предвкушаю, когда сяду перечитывать..!
@Elloissa, лучше через н-ное количество лет, у меня вот 5 лет был перерыв - мне показался идеальным. Но у каждого свои предпочтения, конечно)