Рецензия на книгу Ребекка от xaoctonem

Сегодня я хочу рассказать вам о романе Дафны Дюморье «Ребекка». Свои впечатления и мысли о прочитанном я пыталась упорядочить еще во время прочтения, но до сих пор не уверена, что смогу достаточно точно выловить те самые эмоции и размышления, которые сподвигли меня на написание отзыва об этой книге. Впечатления вылились в немаленький отзыв, поэтому запаситесь чашкой чая и терпением :)
Для начала скажу сразу, не скрывая своего разочарования. «Ребекка» - тот случай, когда реальность не оправдывает ожидания. Всевозможные списки маст-рид, в которые попала эта книга, и восторженные отзывы, отстаивающие гениальность этой истории, уже давно с мольбой жалили мой разум. «Ну прочитай ее, она восхитительная!», - говорили они. И этой осенью я не смогла удержаться от прочно засевшего соблазна познакомиться с «лучшим творением Дафны Дюморье». А теперь по порядку о том, что происходит внутри меня. Намного проще мне будет рассказать о впечатлениях, поделив отзыв на своеобразные блоки о достоинствах и недостатках книги. Начну, пожалуй, с плюсов.
- Язык -
Первое несомненное достояние этого романа в слоге автора. Дюморье пишет красиво, просто, но очень ярко и точно. Для меня язык этой книги был равноправным персонажем всей истории. Он настолько живой, что казалось, словно он сам принимал участие во всех описываемых им же событиях. Еще его можно назваться, как бы странно это не звучало, сопереживающим. Он действительно дышал теми эмоциями, чувствами, мыслями из жизни героев.
- Простота сюжета -
Достоинство ли это – можно еще оспорить. Но на момент прочтения «Ребекки» незамысловатость ее сюжета играла мне на руку: подъем в шесть утра, электрички, учеба, наступление осени. Естественно хочется чего-то легкого. В тексте нет ничего лишнего, из него нельзя ничего выбросить. Читаешь и наслаждаешься, потому что осознанно понимаешь, что нет каких-то мелких деталей, которые можно неосознанно упустить. Я таких не заметила точно, хотя читала осознанно, несмотря на то, что получила массу такого расслабленного удовольствия.
- Герои -
Каждый персонаж прописан достаточно подробно для того, чтобы иметь представление о том, кто он такой. И не стыдно назвать этих героев людьми, потому что они сходят со страниц и устраивают новоселье в твоей голове, не спрашивая особого разрешения. Иногда мне не хватало психологизмов, хотя в общем история испещрена различными подробностями характеров и кухней внутреннего мира героев. Но я настолько люблю все эти тонкости, что мне постоянно хотелось больше. И мыслей, и переживаний, и интриг, и недомолвок, и терзаний, и каких-то личных диалогов. Я ждала страданий, откровений, открытий, столкновений, реакций. И, в принципе, я все это получила.
Теперь о минусах, о которых я вряд ли смогу рассказать сгруппировано, скорее хаотично, потому что каких-то конкретных недостатков у самой книги нет.
- Слава -
Вряд ли за это можно ругать саму писательницу, ведь весь сыр-бор начался только из-за читателей. Не было бы их восторженных возгласов, после долгого книжного голодания, то не видать нам и почти столетних рукоплесканий вокруг романа. Честное слово, я не могу понять, почему многие считают эту книгу вершиной творчества Дюморье. Мне, например, больше понравился небольшой рассказ «Птицы», который и вселял ужас, и имел такой нетривиальный сюжет, и был потрясающе ярко написан. «Ребекка» - неплохой роман. Однозначно не второсортный, потому что в нем вагон с тележкой всяких приятных нюансов. Но вся шумиха, связанная с выходом и дальнейшим распространением книги, мне непонятная.
- Прочее -
Когда книгу величают романом «заложившим стилистические основы всех интеллектуальных триллеров наших дней», а ты получаешь этакое простое, но интересное произведение, которое для тебя становится произведением из разряда «раз прочитал и забыл», то возникает недоумение: всё ли со мной в порядке? Все ли в порядке с этим миром?
Если подводить итоги, то понятно, что книга мне понравилась, хотя не так, как обещали рецензии, рекомендации и бесконечные списки а-ля «Прочти, пока не умер». Дюморье безусловно является мастером слова, которое может зацепить читателя, нахлынув на него неожиданной лавиной. Лично мне импонирует то, как и о чем она пишет. Не до искр в глазах, но тем не менее эта писательница займет своё место на полочке с любимыми авторами. Быть может, я не смогу полюбить ее всем сердцем, но мне всегда будет интересно погружаться в придуманные ей истории.
как-то странно к минусам книги относить то, что ее хвалят читатели)
@loki, написано же, что в этом вина не писателя, следовательно и не его произведения)
@xaoctonem, зачем тогда указывать это в минусах?
@loki, потому что я считаю, что шума вокруг книги было более, чем она того заслужила. Тем более в самом начале абзаца про минусы написано: "каких-то конкретных недостатков у САМОЙ книги нет". Неужели так тяжело читать внимательно?
@xaoctonem, неужели тяжело не писать то, что не имеет смысла?
А "Война и мир" и "Братья Карамазовы" тоже имеют такие недостатки - их ведь тоже признали классикой не только русской, но и мировой литературы)))
"Когда книгу величают романом «заложившим стилистические основы всех интеллектуальных триллеров наших дней», а ты... " - Вы читали Франкентштейна Машеньки Шелли? Это один из романов-основателей фантастики и ужасов. Если Вы мне там покажете что-то страшное или даже фантастическое по сегодняшним литературным понятиям, я буду удивлен. Тем не менее - Шелли заложила основы этих жанров. А Дафна - основы именно интеллектуального триллера. не без ошибок, разумеется, но заложила.
Так что суть претензий я не понял, особенно учитывая, что в целом книга Вам понравилась.... да и оценка нормальная стоит. Просто, видимо, роман не оправдал ожиданий, но это ведь не совсем проблема романа.)))
@loki, это имеет смысл. Для вас, быть может, нет. Для меня - да. На то это и мой отзыв))
@neveroff, лол, господи, очень просто написан отзыв. Нет никаких заумностей. Всё очень ясно и кратко, что вы придираетесь к моим же впечатлениям?)) разве не ясно, что претензии не к роману и писательнице, а к шумихе. И то не претензии - просто не поняла и не увидела в романе то, что увидели другие.
Я не претендую на место литературного критика. Были ошибки у Дафны, есть ошибки и у меня. Когда-нибудь, быть может, переосмыслю этот шедевр. На данный момент всё в моей голове так, как написано в этой рецензии.
Не ругайте и не придирайтесь, пожалуйста. Я никому ничего не навязываю, всего лишь делюсь личным.
@neveroff, мне еще учиться и учиться, читать и перечитывать. Так же, как и вам. До вас дошло, до меня нет. Вам нравится, мне нет. Когда-нибудь это может изменится. Этими словами не вступаю в конфликт, а хочу объяснить, что моя позиция имеет место быть.
@xaoctonem, а никто и не запрещает Вам иметь свою позицию. просто прочли Ваш отзыв, что-то показалось непонятным - подняли дискуссию, чтобы прояснить мнение, которого Вам кажется очевидным, но со стороны не ясно. А Вы почему-то решили, что Вас ругают. Кому это может быть нужно?)))
А про всем нам еще учиться - полностью согласен.))
@xaoctonem, ну не все восхищаются сим шэдэвроом)
моя оценка куда ниже вашей..
так что не грустите :) будем учиться вместе)
@psycho, да, что-то я не добрался до тебя с той оценкой)))
Но на самом деле, главное здесь - готика, ммм, крутая штука))) Хотя у Дафны обреченность какая-то не до конца обреченная....
@neveroff, когда я ее читал, показалась поверхностной, не глубокой эмоционально..Как то так, хотя сейчас, может быть и повысил слегка, ибо стал менее категоричен. Ну я уже говорил, что старею))
сойдемся на том, что не мой жанр