Рецензия на книгу Защита Лужина от SKantor

Шахматы... эта игра завораживает, своей красотой, изящностью, древностью. Я познакомилась с этой игрой в 5 лет, когда мой дедушка решил развлечься во время летнего дачного отдыха, и научил меня играть. Мне сразу полюбилась эта игра, но после того лета, сыграть с дедушкой мне уже не довелось, а потому особого развития мои шахматные знания не получили. А вот у Лужина все сложилось совсем иначе..
Наверное, Лужин все-таки гений. Шахматный гений, для которого мира вне 64 черно-белых клеток не существует. Почему он гений, а не просто талантливый шахматист? Да потому, что талантливые люди талантливы пусть не во всем, но как минимум в нескольких областях, гении же напротив, далеки от простой каждодневной жизни и Лужин именно такой. Он далек от людей, далек от бытовых тем, далек от реальности. Он не может красиво говорить, он не читал умных книг и не имеет работы, но зато, когда его пальцы касаются маленьких фигурок, а взгляд устремляется в шахматные просторы, равных ему просто нет. Но любое черно-белое сражение, полное ракировок и дебютов, имеет свойство заканчиваться, а на смену ему приходит сражение иное, в котором противником является сама жизнь. Она ведет игру по своим правилам, выстраивая все новые атаки и защиты, и остается лишь принимать правила игры. Но Лужин, не понимает других правил, кроме четких и понятных правил древней индийской игры, и следует им и в жизненной игре. В надежде победить, он выстраивает свою защиту – защиту Лужина, которая идеальна по меркам шахмат, но разве может она, победить саму жизнь. Защита Лужина, так прекрасно выстроенная в шахматной игре, обречена на провал, и это понимает читатель, но не может осознать гений.
Набоков же, на правах писателя тоже играет в игру, он играет словами и идеями, играет характерами и судьбами своих книжных пешек и ферзей, и выстраивает своему королю защиту, которая обрекает его на проигрыш. Да-да, Лужин является именно королем в шахматно-книжной Набоковской игре – он центр своей маленькой реальности, он центральный герой, но он не секунду не управляет своей жизнью. Он может стараться, пытаться изменить себя, но как бы король не пытался казаться важным, он все равно может сдвигаться лишь на одну клетку, и уповать на то, что верные подданные защитят его в этой слабости, ведь без него игры не будет.
Эта, по-шахматному точная, и при этом удивительно завораживающая книга, заставила меня посмотреть на творчество Набокова с иной стороны. Он предстал передо мной, обычной читательницей, не только скучным любителем абзацев на 5 страниц, но и интереснейшим манипулятором, который с легкостью играл судьбами, и не давал мне оторваться от книги ни на минуту. Он заставил меня сопереживать Лужину, отнюдь не идеальному человеку, он заставил меня заново влюбиться в шахматы, и он заставил меня захотеть продолжить знакомство с его творчеством. И если после Лолиты мне хотелось никогда больше не прикасаться к книгам Набокова, то теперь я хочу прочитать всё.
Спасибо огромное, @neveroff , за то, что не раз, и не два советовал мне именно эту книгу Набокова, а иначе я бы так и не узнала более интересную сторону его творчества.
#Пр1_3курс
Остается пока любимой книгой у Набокова. Лекции я все же не считаю, т.к. они не художественное произведение.
@neveroff, а что ещё у Набокова можно почитать, чтобы интересно но не слишком странно?
@SKantor, пока больше ничего, чтобы не странно))) Но Приглашение на казнь очень круто, хоть и из "странных" книг. Для большинства, для меня нормально)))
@neveroff, приглашение на казнь я пыталась читать, но сдалась на второй странице( Но может быть рискну что-нибудь "странное" почитать))