Рецензия на книгу Возлюби ближнего своего от Elloissa

Для меня уже давно книги Ремарка стали долгожданными встречами с любимым другом. Ловлю себя на мысли – что делать, когда все его книги останутся позади? Но, наверное, так и происходит у друзей. Сначала вы рассказываете друг другу о себе, делитесь своей «новизной», поощряете свежие открытия. Но настаёт момент, когда практически всё уже сказано. Ваш друг стал предсказуем, вы легко можете угадать его поведение в любой момент вашей общей жизнедеятельности, или ещё говорят – знаете его как облупленного. Вопрос – стали ли вы его меньше любить за эту предсказуемость, за утилизацию новизны, похороны «вау-эффекта»? Конечно, нет. Больше, многим больше стала любовь. Вам уже не обязательно создавать что-то новое своими беседами, вам достаточно воспоминаний, повторения прошлых разговоров, сентиментальных – «а помнишь?», или радостных – «нет, не помню. Напомнишь?».
И я снова здесь – в книге моего любимого писателя. Со мной Керн и Штайнер. Керн – на половину еврей по отцу, Штайнер – политически непригодный немец. На дворе конец 30-ых годов XX века, Чехословакия. Оба героя –беженцы. Керн молод, ему двадцать лет, но уже в этом возрасте он опытнее многих ровесников. Штайнеру сорок, и у него есть жена, оставшаяся в Германии. Повествование ведётся по очереди – вот только читатель был с Керном в Праге, через мгновение он переносится в Вену к Штайнеру. Женева – Керн, Вена – Штайнер. Мюртен – Штайнер, Париж – Керн. Граница за границей, таможня за таможней, тюрьма за тюрьмой. Каждый эмигрант знает границы европейских государств как свои пять пальцев, это знание – билет в жизнь.
Ещё была Рут – как всегда, потрясающе раскрытая Ремарком, женщина. Был Мориц – дедушка Мориц, самый старый и опытный волк эмиграции, знающий каждого гонимого в лицо. Был директор венского цирка – честный австриец, был бывший успешный адвокат-еврей, лишившийся жены, но освоивший азы телепатии, был старший брат, писавший матери письма вместо второго, уже умершего, младшего брата - маминого любимчика, была актриса, лишившаяся девственности перед лицом бездны со страшной улыбкой на лице и отрешенным взглядом. Как же много их всех было. И каждый смог возлюбить ближнего.
А ещё Ремарк показал читателю свой Рай, в котором не нужно иметь паспорта, вида на жительство и разрешения на работу. Быть может, эта сцена и получилась наивной, но я верю своему другу. Верю, что там всё именно так.
Почему-то все книги ведут меня в Париж, и появляется чувство, что все мы – эмигранты.
#БК_2017 (Книга любимого автора)
Господи, какая же невероятная рецензия! Такая тёплая и душевная, как и произведения Ремарка :)
А поочерёдное повествование как бы помогало поставить себя на место эмигранта: вот Ты в Вене, оглянуться не успел, а за окном Париж ;)
Мне не хватит слов выразить своё восхищение данным романом. В очередной раз Ремарк напомнил мне за что Я его так люблю.
@dean.sharm, спасибо большое! Я, кстати, совсем недавно вернулась из Парижа (наверное поэтому книги меня туда и вели:). Стояла, смотрела на Триумфальную арку и вспоминала все произведения автора со слезами на глазах..
@Elloissa, Ооо, Я тоже планирую первым делом в Париже отправиться смотреть Триумфальную арку *_*
Это будет триумфальный момент!
Поздравляю с тем, что Вы его уже пережили :)
@dean.sharm, с учетом, что в Париже три Триумфальные арки, отправляться предстоит в неплохой марш-бросок))
Обожаю Ремарка! Начала знакомство с его творчеством с книги "Ночь в Лиссабоне". Очень понравилась. А "На западном фронте...." -все ужасы войны показаны настолько "красочно", что мурашки по телу. Очень сильный автор!
@neveroff, это только продлит удовольствие! ;)
@Bookworm1984, а закончить предлагаю Черным обелиском!
@dean.sharm, возьмите с собой ещё бутылочку кальвадоса туда)
@Elloissa, лучше возьму оттуда сюда ;D
@dean.sharm, вообще, лучше выпить её прямо там:))