Рецензия на книгу Луна и грош от Elloissa

Теперь любимая у него книга. И, представьте, без главного женского образа. Нет, безусловно, женщины в книге были. Была первая жена Чарльза Стрикленда – миссис Стрикленд, описанная Моэмом, на мой взгляд, как всегда безупречно. Были и две его вторые жены, одна стала таковой по странному стечению обстоятельств, другая по любви. Вторую звали Бланш Стрев, и Моэм над ней постарался. Не перестаю удивляться, какие похожие у Моэма мужчины, но какие разные, внеземные создания у него женщины.
Но всё же, один мужчина получился у Моэма уникальным. Художник, «слишком великий для любви, и в то же время её недостойный». Художник, всю свою жизнь посвятивший стремлению выразить то абсолютное Что-то, ведомое только ему. Художник, который всегда удобным креслам предпочитал табурет. Художник, убеждённый, что любовь – не главное в жизни. Художник, бедный художник, без гроша познавший тайну создания вселенной, но не пожелавший открыть её нам.
Все деньги он тратил на холсты и краски, люди, предметы, запахи, звуки были для него сырьём. Его не волновало чужое мнение о себе, он ни во что не ставил принятость поведения и вежливость бытия. Он сознательно освобождался от этой шелухи, чтобы бессознательно творить то великое, рвущееся из него наружу. Неистово, грубо, безвозвратно.
«Он, не колеблясь, упрощал, даже извращал и цвет, и форму, если это приближало его к тому неведомому, что он искал. Факты ничего не значили для него, ибо под грудой пустых случайностей он видел лишь то, что считал важным. Казалось, он познал душу вселенной и обязан был выразить ее. Пусть эти картины с первого взгляда смущали и озадачивали, но и волновали они до глубины души. И вот, сам не знаю отчего, я вдруг почувствовал, совсем уж неожиданно, жгучее сострадание к Стрикленду».
И я почувствовала сострадание, так как увидела муки художника видящего больше, чем он может выразить своими руками и красками.
Англия – Париж – Марсель – Таити. Маршрут художника, гонимого страстью, пожирающей его изнутри. И, думается мне, в самом конце он всё же обрел покой. Он выразил то, что стремилось в этот мир с самого начала его пути.
И кто-то, из знавших, его сказал:
«– Как жаль, что бедняга Стрикленд не дожил до этого дня. Воображаю его удивление, когда я бы вручил ему за его картину двадцать девять тысяч восемьсот франков».
О, нет. Совсем не жаль. Ни деньги, ни слава не интересовали его. Он был одержим лишь одним – узреть обратную сторону Луны, невидимую остальным, и изобразить её, выплеснув на холст.
#конкурс_8
Классно отобразила впечатления. Мне еще сам рассказчик здесь показался весьма весомой и интересной фигурой. Не менее значимой, чем Гоген-Стрикленд.
@neveroff, Спасибо) Да, рассказчик был тут мне тоже интересен и даже очень, но почему то личность художника меня полностью поглотила! Много чего ещё хотела написать в рецензии, но всё что пыталась туда ещё втиснуть, казалось лишним :( Кстати, помню в книге мысль, что женщины любят каждый день на протяжении всего дня, а мужчины только урывками. Мне вот интересно, это правда?))
@Elloissa, ну, что значит правда/не правда... Я вообще противник делить людей по принципу - мужчины поступают так, а женщины так. Есть женщины, которые любят урывками раз в год, есть мужчины, которые погружаются в чувства полностью... Так что это стереотип))
@neveroff, стереотип, в который, возможно, верил Моэм) Но я - женщина, мне то выгодно думать, что это действительно всего лишь стереотип, хотя из личного опыта - доля здравого смысла в этом стереотипе есть)
@Elloissa, доля есть, и изрядная. Но мне попадались и тетеньки, к которым применима его "мужская" часть версии.))
У меня эта книга столько впечатлений вызвала. Несколько дней после прочтения ходила и думала. Но на рецензию никак не собирусь
@lerochka, значит есть ещё о чем подумать, осмыслить, чтобы потом в рецензию вылить!
@lerochka, посмотри картины Гогена. Может придаст тебе сил для рецензии?
П.с. У меня в бумажном томике этот роман был напечатан с Джулией Ламберт на обложке, хе-хе-хе))) Так мыслей прибавится?)))
@neveroff, картины сразу же посмотрела. И именно после них и осталась под впечатлением, хотя без книги прошла бы мимо них. Ну ты вот зачем опять эту женщину вспомнил?)
@lerochka, ну как зачем? У кого что болит, тот о том и говорит)))
И как картины? Мое мнение: что-то необычное, из разряда "большое искусство", но мне не понравилось. Мой стиль - или классика типа да Винчи, или крутизна вроде Дали... Чтобы мозг завернуло...
@neveroff, сами картины не очень, но мне понравился выбор красок. И не дает покоя почему Таити?
@lerochka, наверное, ему казалось, что это первозданная красота. С минимум цивилизации.
@neveroff, возможно, тогда объясняется выбор цвета красок