Рецензия на книгу Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ от Frogg_n

«“Кесарево кесарю — богу богово”.
А такому,
как я
ткнуться куда?
Где мне уготовано логово?».
Веет лёгкий ветер, погоняет хлопья снега, вздувает полотняные стенки шатров, забивает, захлопывает ими, а мы в это время отправляемся покорять Германию четырнадцатого века, в котором борются три династии — Люксембурги, Виттельсбахи, Габсбурги — за право владеть Тиролем и за руку молодой принцессы Маргариты, принцессы Каринтии и Тироля, дочери старого чешского короля Генриха. Девочка умна и любопытна, молчалива и серьёзна, спокойна и внимательна. У неё чистый гладкий лоб, горячие и проницательные карие глаза, жёсткие и сухие медные волосы, стянутые сеткой для волос, отвратительный рот с выпяченными губами и кривыми зубами, обвислая кожа, певучий голос, трогающий душу своим пением.
Кого волнуют её достоинства? Всем видны лишь сплошные недостатки, её уродство, безобразие, мерзость, непривлекательность. Кому интересна сама Маргарита, её умения и способности? Ведь «под этим небом ещё меньшую цену имело то, что она благороднейшей крови, умна и учёна». Грязное и обидное прозвище «Маульташ» высечено на ней клеймом.
Но пока герцогиня молода, она открыта и радостна. Ей интересен мир, путешествия, легенды, стихи, предания. Однако мир не желал принимать такую женщину, он упорно отторгал её, неся лишения и смерть. Каждый раз обжигаясь, Маргарита крушила всё, что её окружало, бранилась ругательствами, самыми непотребными, а потом падала в пучину и вставала из неё замороженной с холодным сердцем и неукротимой энергией, прекрасно осознавая, чего ей хочется. Потому что «главное — сохранить трезвость мысли».
И каждый раз в тяжёлое время маркграфиня находила в изречениях древних или приближённых силу, что способна была помочь ей воспрянуть духом:
«Прохладные волны, блистая, мерцая, путника манят, доверчиво бросишься в них, — коварно затянут на дно».
«Быстрей мимолётного часа меняется облик предметов: ничтожной и тленной земной красы не держись».
«Страшного много на свете, страшнее нет сердца людского».
«Дерево ведь не умирает, даже когда стоит зимой без листьев. Нет ничего мучительнее, но и ничего блаженнее, чем после оцепенения возвратиться к жизни».
От этого одинокой и холодной герцогине становится легче. Каждый раз погибая, она возрождается, словно феникс, восставший из пепла, новый, обновлённый, полный жизни и устремлений.
У неё рождаются дети, за которыми Маргарита ходит с материнской заботой, добросовестно, но без сердечного тепла, а всё из-за того, что «страна стала её плотью и кровью. Реки, долины, города, замки стали частью её существа. Ветер гор был её дыханием, реки — её артериями». И с этим ничего не поделаешь — «она отдавалась вся, врастала в страну».
Череп, яд, чума, молитва, молодость, родство.
Крэтиен де Лаферт, маркграф Людвиг, дочери, еврей Мендель Гирш, Альдригетто, Мейнгард.
Снаружи — шум, гвалт, какая-то борьба за её страну. Все недовольны и полны жгучей ненависти к правительнице.
Внутри — холод, пустота, некое одиночество в её душе. Она спокойна как водная гладь и больше ничто не смеет тревожить Маргариту Маульташ.
Мёртвый король остался один.
А герцогиня умерла для жизни.
Посещая пир на свадьбе и турнир рыцарей, мы наблюдали королей, беспокоившихся о моде, нас окружали светские люди во время празднования победы, запивая пряным и густым вином из кубков изысканные кушанья, мы любили спать под открытом небом, несмотря на дождь или зимнюю стужу, трубили в трубы и носили знамёна. Вокруг нас плелись интриги и измены, происходили восстания, но мы остались тверды. Наблюдая за цветением миндаля, мы познавали вкус и запах виноградных лоз, тенистых рощ апельсинов и лимонов, серебрившихся оливок, альпийских цветов и нежных нарциссов. Крики павлинов раздавались где-то в саду, пока мы слушали флейту и волынку, арфу и губную гармонику. За окном, в дали, паслись животные, щипающие траву, а в это время была война, поднимались бунты, случались наводнения и пожары. В Европе буйствовала чума, инквизиция, были массовые убийства евреев и «Кожаная рукавица», но мы всё равно забавлялись шутами, карликами, горбатыми.
Взгляните на чужеземные страны: Венгрию, Чехию, Польшу, Богемию, Моравию, Австрию, Баварию, Ломбардию, Италию, Германию, а потом возвращайтесь назад, в двадцать первый век, где вас ждут.
Кто ещё не прикоснулся к творению Лиона Фейхтвангера? Кто ещё не пустился в путешествие с помощью «Безобразной герцогини Маргариты Маульташ»? Бегите быстрее оценить немецкую литературу! Пока мы вкушаем плоды, наслаждаясь авторским слогом — таким кратким, ёмким и немного сухим, но очень любопытным и интересным, пока мы пребываем в восторге от истории бедной маркграфини, испытывая к ней противоречивые чувства, пока мы «горим» жизнью, которую открыл нам Лион Фейхтвангер.
«А если это так, то что есть красота
И почему её так обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
#ЭЭ1_1курс
#БК_2017 (5. Книга, действие которой происходит в другой стране (не в которой вы живете)).
Я в вузе 5 лет оценивала немецкую литературу. И теперь поняла, что не прочь ещё пооценивать))
@rina_rot, в смысле оценивала? Изучала? Изучала с пристрастием?..
@readman, это я ответила на призыв "Бегите быстрее оценить немецкую литературу! "
Изучала и оценивала)
@rina_rot, и с кого бы ты сейчас начала?
@readman, ну например, Гофмана почитала уже, освежила. Т.Фонтане тоже. Даже где-то 20 кровожадных фольклорных сказок Гриммов прочла!)) Вот бы Фейхтваегера сейчас взяла. Но буду позже. Еще б Жестяной барабан перечитать Грасса. Но тут то хочу, то нет.) А еще Т.Манна.
А! И мне вспомнилась почему-то пьеса "Кетхен из Гейльбронна...". Наверное потому, что я ее так и не дочитала. Совесть мучает:D
@rina_rot, вот, ты мне Гофмана советовала. Наверное, пришла его очередь... *потирает ручонки*
@readman, я советовала? Ну да, я советовала!)
Вот я недавно Крошку Цахеса перечитывала, еще кота Мурра надо б
@rina_rot, а каким одним словом ты могла бы охарактеризовать немецкую лит-ру? Если такой " ярлычок" существует, конечно...
@readman, я даже не знаю...
Но мозг она заставляла работать. Даже преподавателей трудно было найти порой на семестр, посвященный какому-то конкретному периоду. Надо ж, чтоб они сами в теме были)
@rina_rot, так оно... Вот я этих мозголомов и побаиваюсь... :))
А как тебе впечатление от германской истории? ;)
@readman, а мы ее детально не изучали, поэтому ничего не скажу!))))
@rina_rot, жаль. А мне кажется, должны быть именно историко-филологические факультеты, а не по отдельности...
@readman, факультет так и назывался (правда потом название изменили) , а специальность то все же филология. Историю 2 курса в общем изучали.
Зато была социология с чудо-преподом, который хвалился , что выдумал термин homo sapiens institutius, И чего-то много говорил, а мы его не понимали))
У меня головушка вообще: где влетело-там и вылетело)))
@rina_rot, радует, что вы не против ещё почитать немецкую литературу, несмотря на такой большой «стаж») Интересно будет посмотреть на вашу оценку и впечатления от романа. Вы, наверное, многих немцев читали, не могли бы посоветовать какого-нибудь автора?)
@Frogg_n, смотря какой жанр и период вас интересует. Т.Манна "Будденброкки..." читали?)
@rina_rot, предпочитаю классику 19 века, можно и 20. Пока не очень тесно ознакомилась с немецким творчеством. Читала Ремарка, Зюскинда, Цвейга (хотя он, скорее всего, больше к австрийцам относится), узнала про Фейхтвангера и теперь хочется продолжить тернистый путь ознакомления с литературой Германии. Но я уже давно поглядываю на Манна, Гёте, Гессе, Кафку (его ведь тоже нельзя считать полностью немецким автором). В общем, я полный профан)) Поэтому нацелюсь на «Будденброки».
@Frogg_n, тогда еще Т.Фонтане "Эффи Брист" или другую книгу возьмите. А то как-то он мало популярен))
@rina_rot, спасибо, обязательно прочитаю!)
Спасибо просто ОГРОМАДНОЕ)))) не ждала и не надеялась, что все-таки оценят этот роман))) А ты - умница просто, что все-таки разглядела героиню))) и замысел автора)
1-й доп! Хвалю и радуюсь вдвойне, так как книга оценена так высоко и так прекрасно написана рецензия. А призыв скорее бежать оценивать - это как вишенка на торте)) Книга интригует всё больше... И ещё Заболоцикй в конце - это же стихотворение моего детства, мама мне его читала очень часто, так что я до их пор помню его наизусть)
@MYRRRuna, однако, весомое спасибо...) Всегда пожалуйста. А мне кажется, роман ещё многие оценят, как-никак, он довольно добротный)) Почему-то во время чтения у меня перед глазами стоял Маяковский и я не удержалась от вставки его стихотворения. Подозреваю, что во всём виноват слог Фейхтвангера) И конечно, очень рада, что смогла углядеть героиню и идею автора. Было бы заманчиво почитать и твои размышления, жаль, ты прочла уже...
@liu, только не надо совсем захваливать, а то расслаблюсь) Книга-интриганка, а как же без этого? На дворе четырнадцатый век, там везде скандалы и интриги, да сплошные загадки. Без Заболоцкого здесь нельзя было обойтись, он идеально дополнял образ Маргариты. У меня он тоже отпечатался, только с участием не мамы, а учителя русского языка и литературы.
@Frogg_n, я обязательно прочту что-то еще, пока на очереди "Братья Лаутензак")) Обязательно поделюсь впечатлениями) А из любимого "Лисы в винограднике". Несколько более широкий слог, более эмоциональный, чем в "Герцогине". Еще очень понравился "Тяжкий путь познания". А Заболоцкий, да, очень к месту. Немного сурово, но как-то проникновенно)
@MYRRRuna, кажется, у меня наступила стадия «как много книг хочется прочесть»... Надо будет углубиться в творчество Лиона, спасибо. Заболоцкий сам по себе проникновенный и замечательный, благодаря ему я сохраняла гармонию и постигала дзэн, когда составляла рецензию)
После такой рецензии у меня создалось впечатление, что мы разные книги читали.
Думаю, сильно сказывается на восприятии романа, что читал до него и с каким настроем берёшься за книгу.
И ещё. Ваша рецензия мне понравилась гораздо больше, чем книга. Так держать!
Давно замечала эту книгу дома, в маминой коллекции. Даже в таком же издании, как тут. Почему то сомневалась, когда думала прочитать её, хотя люблю немецкую литературу. Подвинула в хотелках на несколько позиций ближе))
@Frogg_n, хорошая стадия) наслаждайтесь))) а Заболоцкий и дзен - это очень неожиданно)
@beshenaia, до этого романа я читала француза, а мысли мои перед прочтением были примерно такого плана: «Неужели книга плохая? Ох, а я так хотела её прочитать, наверное, она мне тоже не понравится. Да и начало какое-то путаное... Хм, слог красивый. Надо читать дальше». Во мне боролись противоречивые чувства) А вы каким образом подошли к Фейхтвангеру, что до него читали?
Всегда считала, что у меня получаются странные рецензии, которые и рецензиями считать нельзя, но раз вам понравилось, то я рада.
@jasa_anya, интересно даже, почему вы сомневались её читать, и рада тому, что вы решили к ней наконец приступиться))
@Frogg_n, я читала весьма лёгкую, незатейливую и юморную книгу Ты умеешь хранить секреты?.
Наверное, поэтому и настрой на серьёзный труд был неподходящим. А, может, во мне просто заговорило чувство женской солидарности? Не люблю, когда необоснованно нападают на женщин. Особенно когда они не могут ответить и защитить себя.
Странные - это чуть ли не лучшая характеристика для рецензии! Никаких шаблонов и стандартов! Тогда приятно ознакомиться не только с содержанием, но и с построением рецензии.
@beshenaia, предполагаю, что у меня была бы аналогичная ситуация с этой книгой, как у вас с герцогиней. Тут и впрямь надо иметь особый настрой с настроением. Думаете, на Маргариту необоснованно нападали? Я больше склоняюсь к тому, что ей пренебрегали и относились с большим высокомерием, в принципе, в Средние века по-другому и не было. Только чёткая грань между мужчиной и женщиной. Кстати, я немного почитала про Маргариту. Её современники не находили герцогиню уродливой или страшной, но и писанной красавицей тоже не считали. Но в то время уже начинали придумывать карикатуры на неё, играя с внешностью. Активно вводить в массы «маульташ» начали лишь в шестнадцатом веке из-за сатирического портрета, который нарисовал фламандский художник.
@Frogg_n, подтверждений тому, что она стала жирной, мстительно и так далее к концу жизни я не нашла. Может, у автора были какие-то источники, но мне этого знать не дано.
Просто мне показалось, что к концу повествования автор наделил Маргариту чертами, которые приписывал ей народ.
@beshenaia, автор брал, в основном, всю информацию из «Истории» Иосифа Эггера, он заимствовал оттуда различные описания событий того времени, затем писал текст и шлифовал его. Почему Фейхтвангер изобразил правительницу Тироля уродливой, жирной и т.д.? Он хотел сыграть на контрасте. У него весь роман строится на противопоставлениях: Маргарита и Агнесса, Артезе и Мендель Гриш, король-рыцарь Иоганн и король-мещанин Людвиг, Шенна и Фрауенберг. Неудивительно, что вы нигде не нашли подтверждений ужасающей внешности герцогини. Потому что это выдумка чистой воды (я имею в виду, что она вполне могла быть некрасивой, но никак не была гипертрофированно мерзка). По сути, от исторической личности тирольской принцессы ничего не осталось, но и в политике автор возвысил её значимость, «преподнёс» ей такие качества как гуманность и прогрессивность. На самом деле, в книге писатель отдал ей большую политическую роль. Но не только Маргарита не идёт по историческому канону, других персонажей это также коснулось, просто в меньшей степени.