Рецензия на книгу Игра в классики от psycho

- Не запоминай глупостей, - советовал он ей – Зачем надевать очки, если ты в них не нуждаешься.
Книгу я добавил в избранное.
И даже не знаю, как лучше выразить… Пусть это начнется с игры в голове…
На полу разбросаны книги. Я провожу рукой по волосам спавшей рядом Маги. Весь день мы никуда не выходили, читали, слушали голоса. Мага – для таких, как она, загадка начиналась как раз с объяснения. Я кладу голову на ее живот, где меня удивляет нежность. Стараясь не разбудить Магу, я нащупываю рукой привычный коробок. Куски пазла разбегаются по постели, прячутся в темноте. Поймав пару из них, я укладываю приятелей на живот Маги. Затем других. Они начинают оживать, подчиняясь ритму ее дыхания. Вдох, выдох. - Ты видишь в темноте? Под минор ее голоса, я творю пейзаж из кусков чужой мысли. Ее слеза скатывается мне на кожу. Я - обрывок пазла, часть игры.
Первые куски пазла рассказывают мне о форме. Жизнь других людей, какой ее видим мы в так называемой реальности, не кинофильм, а фотография. Я запоминаю лишь отдельные фрагменты. На фотографии видна только часть – то, что остается в нашем воспоминании. Это и является главной идеей книги – разорванность повествования. Кортасар отказался превращать фотографии в кинофильм. Это отрицание сценария (эпидермиса), превосходство мысли персонажа над его действием. При этом писатель оставляет читателю выбор – последовать по сюжету или не ограничивать себя рамками из страниц и структуры.
Признаться, я влюбился в этот кусочек пазла. Вся книга для меня – альбом из фотографий. Оказалось, прыгать по главам, не знать, когда закончится игра из рассуждений, сюжетных подсказок и аналогий – это лучшее, что мне давала книга. Цитирую – "Довольно романов гедонистических, где все разжевано, романов с "психологией"…Хватит романов "поведения", добросовестных киносценариев, лишенных подлинных образов".
К моей игре присоединяется серый кот, его внимание я привлек своими попытками отыскать подходящие кусочки пазла.
Теперь, в темноте, Мага ласково гладит и его, и меня.
Вижу рассказ о клубе. Для себя, я назвал его клубом искателей мысли. Париж. Я читаю историю Орасио Оливейры – офранцузившегося аргентинца. Орасио иногда бродил по Парижу, скучал среди людей и много читал. Садился за стол в кафе, открывал 96-ую страницу книги и начинал разговаривать с автором. Чуть после, вечером, забирая руку моей Маги, он вел ее в клуб. Где собирались его приятели – созидатели мыслительного процесса. У клуба не было места. Клуб – это люди. Персонажи без места, но в пространстве. Для меня это важно, ибо во второй части книги (а я разделяю ее именно так) Орасио отыщет свое место.
На этих страницах начинаешь понимать/представлять авторскую игру – прыжки по главам.
Тяжелая, 28-ая глава перепрыгивает на 130-ую. Я словно смотрел на Орасио не в его мыслях и не в его действиях. Скорее, в том, что он не совершает – в его бездействии. Равносильно гению-писателю, когда он раскрывает персонажа не детализируя целенаправленно. В молчании, в том, что он не договаривает в своих монологах. Казалось бы, на смену такой главе, приходит простая (отдаленная) глава об опасности для ребенка. Мол, следите за своим мальчиком, когда он застегивает молнию на штанах. Желая помочь, родители могут усугубить ситуацию, дергая замок не в том направлении. Только вот, не всегда мальчик может объяснить – застегивал он молнию или расстёгивал.
Думается, вот же бредовая многословность. Но на самом деле, проникаясь главой 28-ой, понимаешь главу 130-ую. Впрочем, и понять то можно по-разному.
Возможно, ребенок - это сам Орасио, а не карапуз (сын Маги) по сюжету? Или ребенок – это Мага, которая сейчас гладит меня по голове? С этой-то главы, я и заметил, что Кортасар не прочь назвать главного персонажа "карапузом.
Мага добавляет к моему размышлению последующие частицы, она легко отыскивает их в темноте. Вблизи ее пупка успели ожить различные кусочки пазла. Все они ждут слияния в моей фантазии. Куски ее пазла, которые она удивительным образом отыскивает, запутывают меня все больше. Я подобно Орасио – являюсь зрителем с закрытыми глазами. До меня доносятся отголоски и подтекст слов, странные мелодии. Темнота развеивается в воображении. Черно-белые фотографии раскрашиваются яркими красками. Ее тонкие пальцы, каждый раз обновляют мои образы, которые я, в силу своей наивности, успел раскрасить.
Мага, ее теплая слеза. Она добавляет кусочек с именем другой женщины…
Пола – оранжевые губы. Моя любимая глава в этой книге.
Пожалуй, я еще не читал такой мысли о "новой" женщине. Как пишет Кортасар – сколько очарования и сколько разочарования, когда меняешь одни губы на другие, когда с закрытыми глазами ищешь шею… И вдруг чувствуешь, что под рукой другой изгиб. Другие поцелуи, незнакомая грудь, ласковые глупости взамен сна, иной вкус… Я люблю читать писателя, который не выдумывает страсть и женщину, а знаком с этим.
Биатриче не выбирают, Джульетту не выбирают. Очередной прыжок по главам, и в пустом кафе я разговариваю с Кортасаром о любви.
"Многие полагают, будто любовь состоит в том, чтобы выбрать женщину и жениться на ней. И выбирают, клянусь тебе, сам видел." Я бы с удовольствием поговорил с писателем на эту тему. О прагматизме современности, об иллюзии выбора, об удобстве "любви и жалости.
Но пока, я прогоняю кота, освобождаю живот Маги от липких кусочков пазла. Кладу голову на ее грудь. Ее пальцы гуляют по моим волосам. Она уже не плачет, рассказывает о том, что за окном. Как люди в этом помещении меняют розовую одежду на белую. Говорит о важности 2-ой главы и 56-ой. Делится воспоминаниями об игре в классики. Как дети, которые, что видят, то и говорят, прыгают по расчерченным квадратикам на тротуаре к НЕБУ.
И как только, ты научился играть в классики – кончается детство. Надо учиться идти иным способом, к НЕБУ.
Нашел ли Орасио свое небо?
Мне кажется, да.
Потеряв камень…
Игра в классики – лучшая игра, в какую я играл на страницах.
p/s
Когда я прочитываю книгу, то как я скажу – одной книгой больше? Или одной книгой меньше? Как же на примере этой фразы, Кортасар красиво дополняет персонажей. И по сути, в лишний раз говорит о недостатке опыта и ущербности/ограниченности восприятия. Мы радуемся яркому айсбергу и забываем о Титанике на дне.
…
Финал - стена, шикарен.
Представляешь, я сейчас читаю книгу, в сааамом начале. И уже в шоке. Кое-кто в вк советует отключить мозг.)
Скорее бы до второй половины допрыгать. Но я, наверное, не проникнусь как ты. Не прозрею уж точно))
ого. Знал, что тебя зацепит, но не думал, что настолько! А у меня в голове после пары лет только эпизод "по доске между окон"...
@neveroff, а у меня в голове сидит глава про ребёнка...
Прочитала твою рецензию и восприятие от неё как от книги. Думаю догадываешься, что я думаю о твоей рецензии))
Я вот подумала, а может мне вторым способом попробовать начать читать книгу?
@rina_rot, у меня с этим все просто - если книга не идет, я себя не мучаю) но давно я не ловил такой кайф от книги..
Зачем ты читаешь, если не нравится?)
@neveroff, тоже классный эпизод) но не стал его трогать..своего рода, соединение историй, частей..
Да и плюс, было довольно волнительно..
И хорошая фотка снизу - девушка на доске между окон))
@lerochka, спс)) попробуй, только не разбавляй другими книгами..
@psycho, вот это уже не могу обещать. Если останусь с классиками наедине, могу потом долго вылазить из нечитоза))
@psycho, слов нет! такое необыкновенное. и снова - ты точно писатель!)
@psycho, как ты так книги проживаешь?! и перевоплощаешь!
@psycho, а я не сказала, что не нравится
Местами даже очень...просто слишком много и сразу не залазит в меня)))
@Nyut, да все проще) я кайфовал от каждой главы, от рассуждений, от монологов, от атмосферы дешевой комнаты и мокрых ног, о возвращении домой..даже о внутреннем дисскусе - действие и бездействие..
ну и помимо прочего, я люблю мысли о литературе и читателе.
в общем, советую)
@psycho, очарована все равно)
Отличная рецензия! Поздравляю с закрытием сессии!
@katya, да и это все, я отучился в академии))
зацепил... заочно почти влюблена в книгу. А в классики уже научился играть?
@MYRRRuna, как ты быстро влюбляешься в книги, ты мне доверяешь?)
Никогда не играл в классики, но если уж так.. не научился, то камень потеряешь, то не на ту клетку прыгнешь))
@psycho, как ни странно, доверяю) я вот тоже не умею, все спотыкаюсь...)
@MYRRRuna, бросай это дело, не доверяй мне)
@psycho, можно хоть узнать, почему?)
@psycho, @myrrruna, и вот так...не судьба нам с Земли до Неба допрыгать. )
Марина, доверяй, "..., пластко застамываясь, сладкоглузно и млевно подступало наслаблавие..." если ты к этому готова, то проверяй.
@rina_rot, как сложно-то) а мне всегда казалось, что доверие - какое-то простое, незатейливое, вот либо есть, либо нет... проверять-то зачем?)
@MYRRRuna, ладно, не пугайся. Читай (тут где-то на фон смех *ухахаха*).:)
Но в данном случае ты же не можешь доверять и не проверить, если уверена, что книга тебе уже заочно понравилась. Надо теперь и очно чтобы понравилась))
@rina_rot, да мне просто нравятся такие книги "плевать на традиционность", поэтому почти и влюбилась) но опять-таки - почти. Кортасар у меня давно на примете, так что вниманием его не обойду)
@MYRRRuna, я начала с рассказов у него, но к такому всё равно не была готова)
@rina_rot, после "Улисса" я уже ничего не боюсь =D
@MYRRRuna, тогда смело вперед.
За Улисса я не берусь даже, не дерзаю =)
@MYRRRuna, ведь я себе не доверяю) а ты себе?
хочу осенью Улисса взять, но как я тебе уже говорил, боюсь меня на него не хватит
@psycho, я с собой дружу) Мы иногда ругаемся, но всегда миримся. Бери-бери)) Только купи чего-нибудь покрепче перед прочтением, пригодится
Рецензия просто замечательная. Начала тоже было читать этот роман, но где-то на 50-й странице поняла, что он не для флешмоба. Мне бы просто не хватило времени, так как хотелось смаковать подольше образы, размышления и т.д. и т.п. Не смогла бы за короткое время уложиться. Обожаю, как пишут латиноамериканцы:)
@seldpodshuboi, и снова смаковать) не первый раз слышу это слово в отношении этой книги
@Nyut, @seldpodshuboi, все правда, я смаковал почти каждую главу..а потом еще дня три ходил рассказывал про книгу приятелям.
@psycho, убедил! сначала Бесы, а потом Классики, а то мне уже стыдно смотреть тебе в глаза)