Рецензия на книгу Шутовской хоровод от bedda
Роман с говорящим названием. Хаксли выводит вереницу персонажей, которых я бы охарактеризовала словами Майры, одной из героинь: "Шума сколько угодно, и жестов, и неистовых дерганий гальванизированного трупа; но жизни нет — только показные, театральные претензии на нее.”
Эти слова были сказаны в отношении творчества бездарного художника Липиата, но они лучше всего определяют суть героев Шутовского хоровода.
Упомянутая Майра - роковая женщина, разбивающая сердца всем подряд. Сама она любила лишь однажды, но её возлюбленный был убит на войне, и в тот момент была убита вместе с ним и она. Душа Майры мертва, эмоции её мертвы, даже говорит она так, словно хрипит со смертного одра. Она пытается отыскать в себе прежнюю способность чувствовать, заводя многочисленные интрижки, но все тщетно. "Никогда больше" и "Завтра будет таким же ужасным как сегодня" - это то, с чем она живёт каждый день.
В Майру когда-то был несчастливо влюблён и главный герой, Гамбрил.
Гамбрил, который сам себя определяет как мягкого и меланхоличного, тем не менее способен на некоторые действия. Он бросает надоевшую работу школьного учителя и берётся воплощать в жизнь собственный коммерческий проект "Патентованные штаны Гамбрила". Несмотря на абсурдность идеи, она кажется вполне реализуемой ( правда, чтобы "Некто Мягкий и Меланхоличный" не запорол дело, Гамбрилу приходится подключать своё альтер-эго, "Цельного Человека")
Под маской Цельного Человека, Гамбрил самоутверждается не только в решении деловых вопросов, но и амурных. Он заводит романчик со случайной пустышкой Рози, которая - какое совпадение! - тоже надела маску, Знатная Дама называется, и изо всех сил старается вести себя соответственно, то есть равнодушно менять любовников, желательно из среды богемы, и желательно в модных интерьерах (при отсутствии подходящих интерьеров, стараться по крайней мере спрятать существующие).
С лёгкой руки Гамбрила и благодаря полному отсутствию к ней интереса со стороны собственного мужа, Рози получает желаемое - благополучно вливается в хоровод шутов.
Будучи ещё Цельным Человеком, Гамбрил знакомится с Эмили, которая отличается от Майры и Рози. С ней возможно настоящее чувство, и Гамбрил это чувствует. И что характерно, отказывается от бороды - символа своего альтер-эго. Для настоящих отношений он предпочитает быть собой настоящим.
Но власть Шутов велика над ним, чистое чувство осмеяно и втоптано в грязь. Смерть-Майра оказывается более притягательной.
Шутов в хороводе много, их маски мелькают, они вроде и разные, а вроде и на одно лицо.
В стороне от них - отец Гамбрила, он, пожалуй, единственный (кроме Эмили) живой персонаж, способный чувствовать и сочувствовать.