Рецензия на книгу Коллекционер от Eva_Dumont

Я примерно знала, что ожидать от произведения. И мои ожидания оправдались. После прочтения "Волхва" Фаулз предстал передо мной виртуозом слова и мастером психологического сюжета. Очень сложно передать глубину и насыщенность его произведения, оставив позади восторги и эмоциональный подъем. И даже такой "грязный" сюжет "Коллекционера" он смог обелить и придать фундаментальную форму психологической драмы без циничных и пошлых элементов. Сложность этого произведения заключается в скрупулезной и основательной проработки персонажей, искусной внутренней борьбе действительности с обстоятельствами болезненно оголенными перед читателями, великолепной технике писательского мастерства.
Автор вывернул наизнанку своих персонажей. И общая картина повествования за счет этого приобрела яркие реалистические элементы, которым с первых страниц чтения веришь и сопереживаешь. Тонкая грань между невменяемостью и одержимостью главного героя переплетается с непокорностью и принятием действительности героини. При этом нет последовательности. На протяжении всего произведения Миранда ищет пути к спасению и чем дольше она остается пленницей, тем более изощренней и решительней становятся ее действия.
Очень тонко и проницательно показаны мысли Фердинанда и Миранды, ведь от их лица идет повествование на протяжении всего действия. Мне было сложно определила для себя кто же он - сумасшедший или отчаявшийся человек, дефектный или совершенно одинокий, ни от мира сего или безрассудный. Вплоть до самого конца я металась в своем определении этого сложного человека, но последняя глава растравила все по своим местам. Его мысли и действия продуманны и убедительны, но мотивация ставит в тупик. В книге много моментов, когда Фердинант обожествляя реальную Миранду, лишь подчеркивает свой выдуманный идеал. Живя рядом с ней на протяжении продолжительного времени эта пелена не спала, а лишь притупилась из-за одного отчаянного поступка девушки, когда она решила его соблазнить. Его действия и поступки вызывают недоумение и отвращение, в то время как к героине испытываешь жалость и сопереживание.
Но протяжении всего чтения подчеркивается пропасть между Мирандой и Фердинандом. Человек искусства и культуры, она живет для других, каждый день ищет новые эмоции и впечатления, презирает глупость и равнодушие. Ее монологи возвышены и идеализированы. Сбор средств для больного ребенка, посещение картинных выставок, участие в мероприятиях по ядерному разоружению - поступки Миранды говорят за себя. Ее жизнь - это поиск нового и свобода от опостылевшего и тривиального. Она открыта для свершений, для ярких воплощений и полного погружения в Жизнь. А вот Фердинанд флегматик по темпераменту. Его действия выдержаны и без эмоциональны. Он живет для себя, при этом испытывая чувство обязательства лишь перед родственниками, выраставшими его. Он не способен пожертвовать деньги бескорыстно и во благо, лишь потому что не верит людям. Его мысли примитивны и лишены воображения. Он скучен до нельзя. Лишенный творческой жилки в картинах он видит явный план, не заглядывая в суть, в музыке лишь звуковую акустику, а не эмоциональные переживания, в книгах - бесконечные строчки, а не авторскую задумку. Его мысли лишены эстетики и гармонии. Два абсолютно разных человека, объединенные лишь больными фантазиями Фердинанда.
И хоть перед нами была раскрыта жизнь героя (его семья, работа, победы и поражения, зачатки отчаянной любви, сухая подготовка к похищению и последующее укрощение девушки) он все равно остался непонятной личностью. Неизвестно, в какую сторону будет направлен его следующий шаг, что он выберет, что предпримет. Эта неопределенность держит в напряжении, хоть само произведение закрыто и не выходит за рамки уединенного дома с садом. Создавая из монотонного и гладкого сюжета психологический триллер, хоть для этого романа и не подходит данное определение. Но оторваться от книги сложно, читается она легко и быстро. Последние страницы книги не успокоили, а наоборот оставили в таком же напряжении, как и в начале. Конец открыт и это не дает покоя. Сколько еще таких Миранд дополнят коллекцию Фердинанда, наряду с обожествляемыми им бабочками?
Обожаю Фаулза. До последнего надеялась на хэппи-энд. Но это невозможно, потому что нельзя обычными способами достучаться до психически ненормального человека. Миранда импровизировала, пытаясь угадать верное средство. Но это всегда риск, и она проиграла, превратилась в дефектную бабочку, которая не годится больше для коллекции. Так все чудовищно просто. А Фаулз- гений)