Рецензия на книгу Крейцерова соната от natalya.s.alex

Повесть отдаленно напомнила новеллу Цвейга «Амок»: дальний путь, размышления, смерть женщины…
Поначалу сбило с толку описание повести – вопросы нравственности, место женщины в обществе и т.д. Основной же линией сюжета мне увиделось иное – невротичный, больной человек, не найдя себя и никаких радостей в жизни, свалил всю вину на ближнего, на якобы ранее любимую жену. Тема, не теряющая актуальности по сей день. Очень просто и удобно обвинить в своих неудачах кого-то, выплеснуть все внутренние проблемы на свою вторую половину и детей.
Но любви в повести как таковой не было и нет. Изначально два незрелых человека заключили брак, на который возлагали каждый свои надежды, искали, видимо, взрослости и новых ощущений.
Главный герой даже в своих рассуждениях мечется и противоречит сам себе. Выхватывает из религиозных учений, из законов природы только выгодные ему постулаты и как плохой журналист нещадно подтасовывает их, чтобы оправдать свою точку зрения. Приводит в пример «любовь» у животных – только для продолжения рода, а сам при этом бросает пятерых детей, оставшихся без матери, на родственников. Его постоянно раздражает жена, сначала постоянным деторождением, потом его прекращением и расцветом женской красоты.
Он ненавидит врачей, т.к. они смеют вмешиваться в природу (здоровье жены и детей), дают советы, могут осматривать его жену. Ненавидит музыку, т.к. она способствует разжиганию страстей и прелюбодеяниям.
Он не знает, чего хочет, всё вокруг видит только в мрачных тонах и в любых вещах и явлениях, таких естественных и понятных другим людям, ему мерещится исключительно негатив. Его никто и ничто не радует. И всё это естественным образом приводит ко всё бОльшим разрушениям. Поэтому прислушиваться к его рассуждениям или спорить с ним даже мысленно нельзя.
Тогда как в начале повести разговор разных пассажиров вагона довольно-таки любопытен: что есть любовь, брак, женщина – как предмет выбора или хозяйка своей жизни.