Рецензия на книгу Доктор Фаустус от lyuda333
#зло1_1курс
#зло_не_дремлет
#БК_2018 (5. Любимая книга вашего любимого ридлянина).
Очень многогранное произведение, действительно один из шедевров классики. "Доктор Фаустус" - это открытие для меня такого автора, как Томас Манн. Столько всего он раскрыл в книге, здесь есть все: музыка, философия, мистика, история, искусство, трагедия, отчаяние, любовь. Нет сомнения, что автор обладает огромным количеством знаний в различных сферах, и это по-своему поражает.
Конечно, было трудновато читать. Ловила себя на том, что бросаю взгляд на количество страниц, а они как будто не двигаются - стою на одном месте. Некоторые моменты приходилось очень вдумчиво перечитывать, чтобы понять, но некоторые так и остались непонятыми. Мучением была музыкальная теория. Если ты не музыкант и вообще не имеешь прямого отношения к этому виду искусства (к какому типу людей отношусь и я), то это вообще практически не читабельно. Непонятные термины, описания звуков, всякие ноты и их расстановка... Столько всего! И, естественно, я ничего не поняла. Для меня до сих пор остается загадкой, как можно описывать словами музыку, целые сюжеты. Фантастически.
Но, слава Богу, книга состоит не только из музыки. Повествование ведется от лица близкого друга главного персонажа. Он поэтапно рассказывает всю жизнь Леверкюна, начиная с детства, описывает каждое место, где тот находился, каждого человека, с которым тому довелось общаться. И в процессе этого вплетает целые судьбы других героев. Ведь для того, чтобы познакомиться с гениальным композитором, важно знать, что его окружало и кто.
Хоть персонаж и вымышленный, но было такое чувство, что он действительно существовал и историю правда пишет его друг. Каждая строчка, каждое упоминание об Адриане было пропитано такой искренней, неподдельной любовью и преданностью. Хотя Леверкюн - не тот человек, которого легко полюбить. Он холоден, отстранен от людей, высокомерен. Можно даже сказать, что он где-то странный. Но ведь, наверное, на то он и гений. По сюжету он заключает сделку с дьяволом. Все отведенное ему время он пишет гениальные творения, шедевры музыки, но в конце концов его душа должна принадлежать аду, и никому больше. Поэтому и любить ему нельзя, иначе это скажется губительно на предмете любви. Но было ли это на самом деле или это всего лишь последствие помутнения его рассудка?
Очень грустно. Абсолютно все произведение пропитано грустью, страданием, горечью. Столько судеб здесь погублено, столько душ страдают. И, конечно, сам Адриан является главным криком отчаяния романа. Так что книга для меня явилась тяжелой не только с точки зрения прочтения.
У меня было такое же чувство... К сожалению бросила, прочитав больше половины. Сейчас вот подумываю, может, благодаря академии, попробовать снова?)
@bedda, почему бы и нет. Академия ко многому склоняет.) Я не пожалела, что прочла, хоть и было сложновато.
Мне всегда было интересно, как все эти музыкальные пассажи в книге воспримает не профессиональный музыкант - это прямо-таки геройство читать подобное. А насчёт ощущения того, что персонаж как будто не выдуманный: кто-то из современников Манна даже пытался отыскать реального Леверкюна)
@liu, кстати, в "Человеке, который принял жену за шляпу" объясняется с медицинской точки зрения поведение Леверкюна, и вообще про Томаса Манна, музыку и Волшебную гору есть. Было интересно)
@bedda, когда я читала "шляпу" Сакса я ещё даже не была знакома с творчеством Манна, поэтому скорее всего даже не обратила внимание, или забыла... Давненько это было, а перечитывать не хочется. Просто буду знать, что там была такая замечательная отсылка)
@liu, как вообще не музыкант говорю - дааа, читать это все было для меня действительно геройством.) Но не могла заставить себя просто все это перелистнуть.