Рецензия на книгу Возлюбленная от MYRRRuna
#Добро1_1курс (Они сошлись. Волна и камень)
#БК_2018 (1. Книга, которая есть в вашей домашней библиотеке)
Это очень странная книга, поэтому и рецензию писать на нее было очень и очень сложно. Пришлось порыться в статьях, анализах и отзывах, чтобы нащупать хоть какую-то твердую почву под ногами. А еще пару раз пожалела о том, что книга была прочитана не на языке оригинала. Наверное, это дало бы возможность прочувствовать авторский стиль, оценить его красоту и своеобразность. А пока полностью соглашусь с лингвистом Рафаэлем Перец-Торресом, который говорил о том, что "Моррисон ведет тонкую литературную игру, переплетая негритянские мифы с реальностью, народный говор с культурной речью».
1. Реалистичность повествования.
Описываемые в книге события хоть и имеют историческую подоплеку (война Севера и Юга, упоминания Ку-клукс-клана), основаны на произошедшей в далеком 1856 году трагедии сбежавшей рабыни-негритянки, однако повествование кажется каким-то зыбким, туманным, далеким от реальности.
В голове периодически проплывали Маркесовские образы, но если у него – это нечто сказочно-трагедийное, присыпанное мистикой, то у Моррисон – привидения прошлого, утаскивающие настоящее и будущее, оставляющие какой-то пепел из «ничего». Я внимательно вчитывалась, пытаясь найти и обнаружить потаенный смысл, но бесконечно наталкивалась на депрессивность, страдания, мучения, которые хоть и были подробно описаны, но какого-то глубокого отклика в душе не вызывали. Скорее было просто печально.
2. Конфликт «черного» и «белого».
Здесь, наверное, не было сказано автором ничего нового, однако ни в коем случае не собираюсь умалять значимость того, о чем пишет Тони Моррисон – судьбах рабов, которые долгое время считались лишь безмолвными бездушными животными, выполняющими грязную и тяжелую работу. У них два выхода – смириться или возненавидеть: «Они так часто и так жестоко убивали в своих песнях белого босса, что приходилось снова возвращать его к жизни, чтобы потом еще разок поизмываться над ними власть». Взаимное единодушие, раскалывающее мир на «белых господ» и «черных рабов»…
Порой казалось, что автор смакует все эти рассказы об издевательствах. И понятно, что она пытается защитить права своего народа, вот только никто пока не отменял ни вражду между расами, ни такое странное явление, как белый супрематизм…
3. Авторский стиль.
Он рваный, Моррисон совершенно не придерживается хронологии, перескакивает от настоящего к прошлому и - наоборот. В книге, быть может, слишком много воспоминаний, в которых главная героиня в итоге и утопает.
Самым обнадеживающим, пожалуй, было описание своеобразной культуры африканской общины с танцами на поляне, неким подобием проповедей, суевериями, верой в связь с природой, призраков. Жаль, что автор не так много внимания уделила раскрытию данной темы, а затем и вовсе ударилась в излишний мистицизм. Мориссон даже пробует воспроизвести «Улиссовский» поток сознания, но как-то невнятно у нее это вышло, путано и наигранно…
Не совсем этого я ждала от «Возлюбленной»… Советовать не стану, потому что книга действительно неоднозначная, но она вовсе и не пустая, и не бессмысленная, и не скучная. Она странная...