Рецензия на книгу К востоку от Эдема от bedda
#Добро1_3курс (2-й список)
Стейнбек считал этот свой роман самым лучшим с писательской точки зрения; зрелым плодом многолетнего опыта и мастерства, в котором писатель целиком воплотил замыслы, занимавшие его на протяжении всей творческой жизни. Эта книга действительно хороша буквально во всем. Здесь невероятно красивые и проникновенные описания природы, замечательный язык, интересный сюжет с тайнами и где-то мистикой, разнообразные живые характеры, тончайший психологизм, философские размышления. И кроме того - это очень качественная сага, в которой рассматриваются вопросы нравственности, поиска себя и свободы выбора, баланса добра и зла в мире.
Уже в названии чувствуется отсылка к Ветхому завету, и весь роман построен вокруг библейского сюжета о Каине и Авеле. Эта история многократно обыгрывается во взаимоотношениях братьев Карла и Адама Трасков, позже - детей Адама Кейла и Арона, и не только их. Не случайно выбраны даже имена персонажей книги, начальные К и А в них создают явную параллель с ветхозаветной историей и подчёркивают её бесконечную повторяемость.
Все мы - дети именно Каина, и Стейнбек, на примере своих героев, помогает читателю постичь мотивы, которыми движимы Каины, заставляет задуматься о глубинных причинах братоубийства. Это ведь все не столько о зависти. Это больше о раздавливающем чувстве отверженности и ненужности. Это - о болезненной ревности, а значит - о любви.
Не зря Адам говорит: "Мне бы, наверно, не так горько было, если бы она хотела убить. Тут было бы что-то от любви."
Тут было бы что-то от любви... Но ведь так и есть. Ревность, гнев, смертельная обида, ненависть... Сильные чувства, которые нередко приводят к убийству, часто рождены любовью.
Но у человека всегда есть выбор. Тимшел - ты можешь. Ты можешь поддаться чувствам и убить, а потом упиваться чувством вины.
И точно так же ты можешь победить себя и свои чувства и не сделать этого. Как у Фаулза - иметь в руке плеть и не ударить.
Роман действительно о любви. Любви разной, многоликой. О любви всепоглощающей, безотчетной и - о недостающей, отсутствующей. О любви к земле, к отцу, брату, женщине. О тоске по любви...
Книга повествует об истории двух семейств - Гамильтонов и Трасков, которые благодаря прихотям фортуны оказываются соседями в долине Салинас-Валли. Стейнбек создаёт галерею ярких персонажей, и ни один из них не оставляет равнодушным.
Лиза и Сэмюэл Гамильтоны, совершенно разные, и тем не менее составляющие вместе единое ядро многочисленной семьи. Религия - это о душе, и все же душой этого союза я бы назвала Сэма, а набожную Лизу, как ни парадоксально, - его телом, стержнем, механикой, которая двигала шестеренки семьи и не позволяла семейной лодке разбиться о фантазии непрактичного Сэма и сбиться с обозначенного ею нравственного курса.
Братья Адам и Карл Траски, тоже разные, как Каин и Авель. И тут снова парадокс: отцу дорог не любящий его Карл, а Адам, не испытывающий любви к отцу. В этом причина вечного конфликта: даётся не остро нуждающемуся, а тому, кто нужды не испытывает.
Взаимоотношения, чувства, характеры и проблемы братьев - едва ли не калька, по которой будет рисоваться в дальнейшем и жизнь братьев Кейла и Арона.
Кейт Эймс, схожая с голдинговской Софи из "Зримой тьмы". Критики сочли образ Кейт ненатуральным. Мне же её персонаж показался весьма достоверным, до холодка между лопаток.
И самый мой любимый герой - китаец Ли.
Для Трасков он и мать, и отец, и слуга, и философ, и психолог, и мудрец. Он - тот остов, без которого семейство Адама Траска попросту бы развалилось. Он один был тем, что воплощали собой Сэм и Лиза Гамильтоны, - душой и телом семьи. Благодаря его бескорыстной преданности существовал и безупречно функционировал этот организм.
И неудивительно, что именно благодаря изысканиям Ли библейская притча о Каине и Авеле приобретает новую окраску, оставляя надежду на иной исход.
Как же я хочу до неё добраться, но что - то отвлекает и оттягивает момент..
Да, как сага, мне роман очень понравился.
И про Кейт. Я тоже видела, что критики сочинение образ слишком не натуральным. Не знаю уж, что там думают критики, но такой именно образ этому роману и подходил, отталкивающий.
увидела под рецензией на "Цена нелюбви" твой коммент, что в этой книге похожая тема. Насколько они похожи?
@jasa_anya, обязательно читайте, оно того стоит)
@rina_rot, я читала, что критикам было довольно неловко от того факта, что Стейнбек очень чётко показал, как наживались состояния. Кстати, хотела написать в рецензии, но забыла: очень легко было Адаму быть незамутненно-честным, проживая батюшкины капиталы, заработанные явно нечестно.
@loki, один персонаж в романе - как раз тот самый нравственный урод, монстр, у которого сбой на генетическом уровне, и который может родиться в любой семье. Вот рассуждениями об этих моральных чудовищах перекликаются романы, но в целом они разные
Тоже китаец Ли в любимчиках) Ну а сам роман вообще один из любимых. Не знаю, что там критики решили, но по мне Эдем гораздо лучше тех же Гроздьев гнева, в которых больше пафоса.
@liu, и мне больше Гроздьев Эдем нравится)
@liu, где в твоей классификации место Гроздьям гнева по сравнению с Заблудившимся автобусом? Я Гроздья гнева пока не читала, но вообще Стейнбек мне очень понравился.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР!!! А как тебе понравилось, что Стейнбек обоим романным Авелям не дал ни единого шанса расплодиться? Я вот все размышляю над этим.
@bedda, Гроздья гнева и Автобус очень разные, Гроздья - больше ярких эмоций вызывают, но при этом они какие-то избыточные, ещё чуть-чуть и скатятся в дурной вкус, и всё равно это хорошая и нужная книга, а Автобус - спокойнее и более стильный что ли. Насчёт Авелей - верно подмечено, но это и есть связь с библейской историей, у Авеля не было потомства, при таком раскладе, все мы - дети Каина.
@liu, Автобус мне тоже понравился, я бы даже не хотела сравнивать его с Эдемом, поскольку они совсем разные, но мне очень понравилась манера письма и язык Стейнбека. Так что и Гроздья буду читать, и остальное)
@bedda, читай-читай, а ещё есть отличная повесть "О мышах и людях")
@liu, вообще сыновей у Адама и Евы согласно библии было 12( девочек вообще раньше не считали), так что не Каином и Авелем единым как говорится живы люди:)
@Tatihimikosan, Стейнбек это явно не учитывал, потому что в самом романе было высказана мысль про то, что "все мы потомки Каина".
@Tatihimikosan, к своему стыду, в Библии не сильна совсем. Но если отвлечься от других детей, а принимать в расчёт только историю Каина и Авеля, то и Библия, и Стейнбек предоставляют именно Каину право оставить потомство. Это даёт богатую пищу для раздумий..