Рецензия на книгу Слепой убийца от liu

#СВ1_3курс (Загадочное Средневековье)
Мне нравится читать лауреатов Букеровской премии. По крайней мере из личного немногочисленного букеровского репертуара (4-5 романов) ни одно произведение ещё не подвело. Знакомство с Маргарет Этвуд тоже оказалось располагающим. Обнаружились связи с другим премированным, ещё и дважды, писателем – Кутзее, в их числе мотивы старости и дряхлеющего тела.
Писать о «Слепом убийце» непросто, ровно как и читать, приходится продираться и выстраивать в голове хоть в какой-то мере гармоничную конструкцию. Этвуд экспериментирует с формой и делает повествование нелинейным, и всё это рванное лоскутное одеяло с неприятным душком собирается только в самом конце. Роман в романе – это в точку, но помимо этого есть и другие композиционные усложнения. Писательница очень рисковала подобными играми, ведь можно было совсем заиграться, и всё рассыпалось бы на части. Но не рассыпалось, а значит есть талант, знания и опыт.
В начале целых три контрастирующих, но органичных эпиграфа, что уже предрекает блуждания в лабиринтах. Первое предложение стремительное и отчаянное, очень удачное: «Через десять дней после окончания войны моя сестра Лора на автомобиле съехала с моста». И умерла, конечно. Дальше от подобной стремительности не останется и следа, Этвуд больше никуда не спешит и тщательно обустраивает свой сад расходящихся тропок.
Сестра погибшей Лоры – Айрис – основная героиня, её исповедь – одна из основ романа. Она уже в почтенном возрасте и может позволить себе быть резкой и критичной, она немного злится на своё физическое состояние, свойственное людям её возраста, но ум её всё ещё цепок и скор. Это трагическое несоответствие напомнило об 104-летнем австралийском ученом Дэвиде Гудолле, который устал от подобной ситуации, поехал в Швейцарию и совершил эвтаназию, напевая «Оду к радости». В романе к эвтаназии никто не прибегал, но зато не раз стоял вопрос самоубийства.
Исповедь Айрис затрагивает большой промежуток времени не только детства и взросления её и сестры, но и судьбы родителей и прародителей, военное время и его последствия. С тяжелыми чувствами наблюдаешь как наследие, не столько в финансовом, сколько в нравственном и психологическом ключе, переходит из поколения в поколение, как трансформируются при этих переходах травмы. Очень мало светлых чувств, а кажущиеся моменты счастья уже заранее омрачены, обречены и потому ещё более надрывны, чем невзгоды.
В рассказ главной героини врезается странная книга «Слепой убийца», опубликованная после смерти автора – Лоры Чейз. Эта фантасмагорическая эклектика на грани пошлости делает роман неудобным для чтения и озадачивает надоедающим вопросами: для чего это здесь и почему это необходимо читать? Но это один из важных ключей, открывающих целую комнату символов и скрытых смыслов.
Немаловажной является и газетная хроника, погружающая в атмосферу времени и часто непосредственно относящаяся к событиям, происходящей в семье Айрис. Вся история как танец жертв, и сам жертвы «словно танец: величественный и лирический, гармоничный и изящный». Но жертвы суть и палачи. Айрис, получая своё бессистемное воспитание, научилась лжи и мошенничеству, научилась скрывать презрение и сопротивляться молчаливо, долго думать о мести, чтобы подать это блюдо уже не холодным, а почти замороженным.
Сложно сказать, какой посыл у всей этой истории, он неоднозначен и индивидуален. Но ведь литература не обязана чему-то учить, и этот роман отличный пример в этом отношении, он просто есть в своей полифонической сложности с грубой и неприглядной реальностью, отчаянием, одиночеством, жалостью, местью, потерянностью и маленькой каплей надежды.
«Если бы ты была канатоходцем и шла над Ниагарским водопадом с завязанными глазами, о чем бы ты больше думала – о толпе на том берегу или о своих ногах?»
Мне кажется Вам может понравиться Женщина при 1000°С. Недавно читала, и она мне "Слепого убийцу" напомнила. Собирается попроще, может быть, за счет того, что нет романа в романе.
Интересная рецензия, но я травмирована Рассказом служанки..
@bedda, если хочешь, можешь попробовать прочитать ...Она же «Грейс». Этот роман похож на Вкус дыма, который ты достаточно высоко оценила.
@bedda, не стоит бояться убийцу, он от служанки достаточно далёк. Хотя, что-то общее и узнаваемое от автора тоже есть, но мне кажется я это разглядела только благодаря довольно-таки тесному знакомству с Этвуд - как никак 8 книг за плечами (ОГО, сама удивилась)
@liu, если понравился Убийца, посмею рекомендовать сборник "Каменная подстилка" - он у меня очень тесно ассоциируется с этим романом. Ну и интересно, как ты расшифруешь "Мужчину и женщину в эпоху динозавров".
@nuta2019, @julie спасибо, девочки)
@bedda, рассказ служанки не читала, но примерно представляю о чем там и в каком стиле, Убийца вполне совсем другого плана. Ещё смотрела сериал "Она же Грейс", очень по душе пришёлся, но книгу читать не захотелось совсем.
@nuta2019, спасибо за советы. Кстати именно на твою рецензию на Убийцу обратила внимание)