Рецензия на книгу Собор Парижской Богоматери от mariya2806

Роман – посвящение Парижу! Стоило перелистнуть последнюю страницу, и сразу полезла в интернет разглядывать фотографии парижских достопримечательностей, читать об античном Париже, о его архитектуре, о невероятном острове Сите, об истории создания романа, о его влиянии на судьбу памятников средневекового зодчества. Только представьте, какой это огромный объем информации!!! А Гюго уместил это все в один лишь роман, благодаря которому у меня появилась мечта побывать во Франции.
Всем известный сюжет, развивающийся на фоне средневекового Парижа – любовный четырех- (а то и пяти-) угольник, ревность, предательство, трагедия – это лишь побочная линия романа. НА первом плане здесь Париж.
Подробнее хотелось бы остановиться на главных действующих лицах:
1. Французская средневековая толпа. С самых первых страниц автор знакомит нас ней, с неистовой силой, жаждущей хлеба и зрелищ. Хотяя… почему же средневековая? Она ничем не отличается от любой другой толпы, присутствующей в любом другом времени и месте.
2. Париж – как же много сказано о его величии, всемирно значимой истории, о его духе! Гюго удалось влюбить меня в этот город. Уверена, и любого другого читателя тоже. Даже само повествование будто идет от имени города, с разных его углов, улочек, от разных его жителей.
3. Пьер Гренгуар – честолюбивый философ и драматург, подлый трус, отличающийся определенной долей слабоумия и неестественным «интересом» к парнокопытным полорогим.
4. Феб де Шатопер – бабник, пьяница и повеса. Таких во все времена было, есть и будет много.
5. Клод Фролло – самый, пожалуй, неоднозначный персонаж. Мне его было безмерно жаль: я уверена, он любил Эсмеральду всем сердцем, но не знал силу и власть этой любви над ним. Сколько боли в его словах: «Если бы ты знала, как я люблю тебя! Какое сердце я отдаю тебе! О, какое полное отречение от всякой добродетели! Какое неслыханное небрежение к себе! Ученый – я надругался над наукой; дворянин – я опозорил свое имя; священнослужитель – я превратил требник в подушку для похотливых грез; я плюнул в лицо своему богу! Все для тебя, чаровница! Чтобы быть достойным твоего ада!»
6. Квазимодо – персонаж, заслуживающий безусловного сострадания и больше, чем любой другой достойный любви. Я бы поставила его в противовес Клоду Фролло. Если последний ученый, священник, получивший престижное образование и пользующийся уважением в высоких слоях общества, не сумел, не узнал применения тому благодатному огню любви в его душе и превратил его в разрушительную стихию, то Квазимодо – уродливое создание, насмешка природы, без роду и без племени, смог взрастить в себе созидательную, безусловную и безвозмездную сторону любви.
7. Эсмеральда – глупый наивный ребенок… Чистое и светлое существо. Все мое естество переживало за судьбу этой бедной девочки, как я жаждала справедливости!!! Она должна была увидеть воочию, что объект ее любви – ничтожен. НО! Если все, что осталось - это выбирать между смертью с любовью в сердце и смертью с разбитым сердцем – я бы выбрала первое.
8. И, наконец, само воплощение трагедии – Пакетта Шантфлери (Гудула). Мне не хватит слов, чтобы описать несчастье женщины, потерявшей своего ребенка дважды…
Читать это монументальное произведение, конечно же, стоит обязательно. Хотя бы для того, чтобы насладиться Парижем и прекрасной историей любви.
Мне же осознание романа в полной мере еще не пришло (не доросла, видимо): не перестает преследовать ощущение, что что-то я где-то упустила. Перечитывать буду обязательно, но сначала – в Париж!
#БК_2019 (10. Книга, название которой состоит из трех слов)