Рецензия на книгу Тристан и Изольда от bedda
Наверное, ко всем древним легендам стоит относиться именно как к легендам и воспринимать их иррационально, как сказки про Бабу Ягу.
Потому что то, что восхваляется в них, в современном мире может быть уголовно наказуемым, например. С другой стороны, из таких вот произведений можно по крупицам собирать модель средневековой морали и менталитета, и попытаться осознать, откуда мы все пришли.
Романтичная дева, некогда жившая во мне, сказала бы, что это история о настоящей любви, которая до гроба. Такой, когда вплавь через океан, босиком по снегу, умерли в один день, да из могил выросло по дереву, склонённых друг к другу.
Циничная же я вижу, что любовь Тристана и Изольды не всамделишная, а рождённая колдовской настойкой. Что не чистая она и непорочная, а очень даже плотская, такая, что королеве Изольде пришлось в первую брачную ночь подкладывать под супружника служанку во избежание разоблачения. Да, в то время ночи были, видимо, очень темные, так что подлог заметить было нельзя. И да, все приближённые, спавшие в том же помещении (ага, у короля с королевой была койка в общей комнате), тоже не заметили подмены. И потом, непонятно, где пряталась новобрачная, пока ее муж старался, выполняя супружеский долг с заместительницей?
Потом мой взгляд упорно цеплялся за оригинальную интерпретацию религиозного учения. На дворе как бы христианство, но восприятие мира ветхозаветное, если не языческое. Бог, потворствующий Тристану и Изольде (не виноватые они, что выпили по ошибке зелья), и мстящий! их врагам. Не подставь другую щеку, а нá тебе топор в лоб за то, что рассказал королю, что его жена ему неверна. В общем, довольно забавно наблюдать за тем, как эпос восхваляет жизнь не в согласии с заповедями Иисуса, а в ладу со своей собственной сермяжной правдой.
Тем не менее не жалею, что сложила, наконец, в голове все кусочки этой легенды. Возможно, в аудиоверсии она бы зашла лучше.