Рецензия на книгу Кентервильское привидение от neveroff

Оскар Уайльд был очень умный человек. Этот вывод напрашивается хотя бы из того, что он понимал и подчеркивал: сказки - совершенно не детский жанр. И свои сказки адресовал именно взрослым людям, не лишенным фантазии. Его Счастливый принц, Соловей и Роза и Мальчик-звезда помимо самой хорошей истории имеют очень глубокий нравственный и философский смысл. А "Кентервильское приведение", оказывается, по части "поразмышлять на досуге" обогнало их всех.
Англия, XIX век. Семья американского дипломата покупает старинный замок. Прежний владелец, как честный человек, предупреждает, что здание переходит в новые руки со всем содержимым: мебелью, прислугой и многовековым Призраком, обожающим запугивать обитателей до полусмерти. Новые хозяева сначала не верят в потустороннее, а потом заставляют Приведение вести себя не так, как оно привыкло за свою долгую жизнь (смерть?), а как надо им.
Сама сказка забавна и может посмешить. Но какой ее главный смысл? Раньше я полагал, что речь о том, что мы разучились удивляться чудесам. Технический прогресс убивает сказку и магию. Спасибо Толкину, Роулинг и прочим, что смогли вернуть их на место. Но в эпоху Уайльда это действительно проблема.
Также уместно показано и неумение уживаться с тем кто не такой как мы. "Нетакого" сразу же записывают в изгои и, прошу прощения за мой лексикон, чморят как физически, так и психологически.
Наверное, все так и есть, Оскар писал об этом, как минимум. Плюс, о безусловном и неоспоримом постулате, что любовь сильнее даже смерти. Ведь в оригинале этой истории (в отличие от советского мультика) девушка Вирджиния искренне и по-настоящему влюблена в своего будущего супруга. И именно поэтому у нее получилось сделать то, что она сделала, а вовсе не потому, что "пожалела и отнеслась по-доброму". Приведение это подчеркивает.
Однако, если убрать всю мистику из данной сказки, у меня возникает еще одна мысль: а что если под этим разваливающимся и страдающим Призраком выведены старики? Люди, дожившие до 80-90 лет, прожившие всю жизнь по своим правилам, а теперь попавшие в ситуацию "Папа, уйди и не мешай", "Дед, ты ничего не понимаешь", "Возьми лекарство, не кашляй и не мешай всем спать", "Смажь скрипучую обувь" (в формате сказки - кандалы). Все общение сводится к "мешаешь", "мешаешь", "мешаешь". И только младшие подростки видят в нем объект для жестоких шуток исподтишка. Тоже нередкая картина в семьях.
Короче, я же говорил, что тут есть над чем подумать. Особенно с учетом шокировавшего персонажей финала, который тоже сильно отличается и от мультика, и от мюзикла.
В детстве мультфильм очень любила, а в 19 лет наконец прочла саму сказку. Очень глубокое произведение, на самом деле, в детстве иначе смотришь, проще, с возрастом понимаешь глубже.
@oksanamore, согласен. Я даже не подумал бы в детстве на нее смотреть как на метафору. А сейчас отказываюсь верить, что сказка не является завуалированной пощечиной обществу.
Действительно, очень глубокая вещь.
Да, сказка очень крутая. Захотелось перечитать. И вообще в бумаге иметь) я другие не читала, но дааавно планировала.
@oksanamore, я тоже мульт обожала.)
@rina_rot, если решишь другие его сказки почитать, то начни с перечисленных трех. Или первых двух. Очень трогательные.