Рецензия на книгу Калигула от humanus_infans
Калигула: Я хотел луну.
Геликон: Зачем она тебе?
Калигула: Зачем? Это одна из тех вещей, которых у меня нет.
Иногда человеку в состоянии полной безысходности, отчаяния окружающий мир начинает казаться чем-то напрочь лишенным смысла, неким абсурдным местом, куда он попал из-за чей-то злой шутки. В этой абсурдности иные, порой сами того не желая, начинают утопать, а другие - бороться с окружающим их "ничем".
Те, кто читал ранее "L'etranger" Альбера Камю (я намеренно не привожу здесь перевод названия, т.к. их существует несколько вариантов), наверняка отметили некоторую эволюцию главного героя Мерсо уже здесь, на страницах "Калигулы". Эволюция эта коснулась скорее его эмоциональных и поведенческих реакций, нежели взглядов.
Калигула, как самый настоящий герой литературы экзистенциализма, отрицает логичность окружающей его действительности, напротив, своими "выходками" он возводит ее в крайность, делая тем самым абсурдной. Он, возжелав луну (думаю, этот символ имеет смысл трактовать как некую мечту, которая есть у каждого), искренне стремится сделать невозможное возможным любым путем, нужно сказать, что ему, человеку, обладающему безграничной властью, доступны все средства достижения этой цели.
Однако воплотить замысел в жизнь оказывается не столь просто, как это может показаться на первый взгляд, осознание своего бессилия, делает Гая тираном, уподобляющим себя богу.
Интересно, что в пьесе появляется "голос", ведущий полемику с Калигулой, и, порой, проницательный читатель ловит себя на мысли, что это автор задается вопросами и, возможно, разуверился в своих убеждениях.
Но приговор побежденному и победитель этого поединка между "голосом", взывающим к разуму, то есть логике, и человеком, раздавленным абсурдным и бессмысленным "ничем", будет объявлен в финале пьесы.