Рецензия на книгу Жажда жизни от liduli

Чтение, требующее душевных сил. Но и дающее взамен что-то очень важное.
Предупрежу случайных читателей моей рецензии: дальше буду говорить много, потому что эмоции по прочтении захлестывают, а отложить написание рецензии не позволяет формат игры, так что многабукф не миновать.
Пусть будут эпиграфом слова Пастернака: "Всё время схватывая нить
судеб, событий,
жить, думать, чувствовать, любить,
свершать открытья.
О если бы я только мог, хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти"
Всеобъемлющее название - "Жажда жизни". Она же "Повесть о Винсенте Ван Гоге" - рыжебородом человеке, причисленном к импрессионистам, жившем на исходе 19 века, рожденном в Голландии, признанном в нашем веке великим... Эксцентричном художнике, которого все (абсолютно! и непосвященные в живопись) знают (как нечитавшие знают Анну Каренину по поезду, а Булгакова по Бегемоту) - знают по отрезанному уху (даже есть печенья в форме вангоговской ушной раковины, представляете?)
Я познакомилась с Ван Гогом около пятнадцати лет назад, будучи ученицей художественной школы, и та я, еще школьница, покоренная ничем иным как Звёздной ночью, выбрала разбор именно его творчества для выпускной работы по истории искусств. С той поры имя это отзывается во мне трепетом, и, я знаю, таких "прикипевших" к нему во всём мире.. трудно представить, сколько!
Взглянуть хотя бы на количество снимаемых фильмов о нем.
Ирвинг Стоун один из таких. Неравнодушных молодцов, стремящихся запечатлеть жизнь гения, распознав в ней самой произведение искусства. Ирвинг при том из еще более редких молодцов - он сумел. Воссоздал его биографию, вписав её в роман. Об этом говорит сам во вступительном слове: исследовал, объездил по его стопам, познакомился с теми, кто знал Винсента, упорядочил уйму информации, пропустил через себя и собрал в художественную книгу. Ух! Вышло у него браво. Непревзойденно хорошо. С чуткостью расставленные акценты, погружение в душевные волнения, вписывание пейзажей - отображающих пойманные художником в картину мгновения, и даже эта сцена с Майей... я очень хорошо понимаю её необходимость, это желание автора утешить творца хоть на миг.
Когда я в юности читала письма брата к Тео (это же как читать душу!), я разрывалась от безысходности желания стать ему другом.
Все диалоги в романе вымышлены автором, но какие меткие! Им нельзя не верить:
- Ты не считаешь меня самым что ни на есть жалким неудачником?
— Я склонен скорее считать тебя ослом.
Ирвинг Стоун - художник, который пишет портреты словами. И на этом портрете... На нем не один Ван Гог. Двое.
Роман разделен на крупные главы по местам жизни: Боринаж, Гаага, Париж, Арль...
В каждой из этих глав своя душа, свой свет. Совершенно разные истории.
Винсент и Тео в них связующая нить. Один такой же разный, другой незыблемый в своём стремлении быть поддержкой. Без второго не было бы первого.
Относиться однозначно к этим персонажам сложно, но, учитывая, с какой страстью люди ищут что-то в их истории, у них получилось то самое - быть не зря.
..
Эмиль Золя в романе произносит в адрес Винсента: "Так это вы... вы тот самый второй Христос!"
Учитель и наставник, положивший свою жизнь на жертвенную чашу искусства. Светочь путеводная всем мечущихся в пылу творчества душам.
Его жизнь (и смерть!) была той, которую он сам выбрал. В этом его сокрушающая мощь.
"Время для него измерялось лишь полотнами, которые выходили из—под его кисти, а не шелестом отрываемых листков календаря."
..
Можно сказать, что иллюстрации этой книге делал сам Ван Гог. И его великие парижские собратья по кисти. Все названия картин, литогравюр, упоминание книг - всё дополняет образы. Благословен век интернета и Google Arts в частности, что можно взглянуть на полотна, хоть и в цифре, но все же лучше, чем вообще не увидеть (Цветущий сад с видом на Арль с узловатыми стволами тополей на переднем плане - моя любовь сейчас)
И искать, искать подтверждение, запечатление в его картинах:
Ван Гог жив.
Непрестанно обращалась я еще и к картам: чтобы лучше отслеживать перемещения. Особенно в первых главах, вот это он проходил! На карте спустя почти полтора столетия многие названия те же, это так хорошо. Можно пройти как-нибудь, хоть кусочек его дорог.
P.s.: Грустная ирония с кафе в Арле. По словам Ирвинга
"Он хотел показать, что кафе – это такое место, где человек может покончить самоубийством, сойти с ума или совершить преступление."
Нарисовав его, он сделал ему рекламу на века, теперь оно называется Le Café Van Gogh и обкрадывает туристов.