Рецензия на книгу Похитители бриллиантов от neveroff
Почти невозможно не сравнивать эту книгу с Копи царя Соломона, но, к сожалению, сравнение будет не в пользу Луи Буссенара. Сюжет у романов приблизительно схожий (как и у большинства приключений), персонажи, мотивация поступков, намек на юмор, разделение на плохих и хороших - всё в одном ключе. Поэтому чем автор может выделиться, так это качественной атмосферой (с этим у Луи порядок), интересным описанием природы и животных (ниже среднего) и высоким уровнем рассказчика (более чем посредственно).
Итак, у нас тут на местности - Южная Африка. Время действия - период алмазной лихорадки. Француз Александр Шони трудится на приисках, мечтает, как и все ребятушки там, быстро разбогатеть. И тут к нему приезжает лучший друг Альбер де Вильрож со своим как-бы-братом Жозефом и сообщает, что у него есть карта с отмеченным на ней огромным кладом алмазов. Друзья втроем бегом - в путь. Но, как обычно, у палатки, где они оговаривали карту, есть большое ухо. Плюс Альбер еще раньше успел нажить смертельного врага из-за своей жены, да и по пути к кладу французы время не теряли зря - поэтому теперь за ними пол Африки гоняется, чтобы посмотреть какого цвета их внутренности.
В книге полно приключений, романтики экзотических стран, скупой мужской любви, верной дружбы, есть и смелые верные девушки, и жестокие враги, и забавные справедливые туземцы, и порядочные случайные знакомые...
Но я вижу сильные минусы, которые, честно говоря, должны были бы заставить еще понизить оценку книге.
1. Увлекательность приключений не на высоте. Чистый такой середнячок в этом плане.
2. Определенное лицемерие "хороших" людей по отношению к животным. Например, в одном эпизоде французы решают помочь неграм в охоте на слонов. Они убивают одного самца для еды, но еще одного ранят. И раненый зверь, что совершенно естественно, нападает на охотника. Далее следует мысль, окрашенная в красивую форму, но переведенная на честный язык она бы звучала так: "Я не смог его убить и он, скотина, чуть не убил меня. Нам больше не нужно, но я должен догнать и убить это благородное животное, у которого людям есть чему поучиться. Ведь оно все равно ранено и умрет. Ой, кстати, слоновья кость потянет на полторы тысячи"...
Ну вот не морочьте мне голову и сразу говорите как есть, океюшки?
3. Самый главный минус: повествование скачет все время. Т.е. нам рассказывается о чем-то и тут на героев данного события кто-то нападает, или спасет, или еще что-то, но в основном или нападение или помощь. Так вот, тут же после этого читателя пинком возвращают на несколько дней назад в прошлое и рассказывают как в тот эпизод попали эти нападающие/защитники. И такое раздергивание всю дорогу. Наверное, так Буссинар подразумевал интригу, но как по мне - не получилось. Как раз такой маневр и срезал накал увлекательности.
Из основных плюсов я бы выделил такой: в подавляющем большинстве книг этого жанра хорошие герои всегда хорошие, а плохие - всегда плохие. И тут всё то же самое, за одним исключением, оказавшимся очень приятным. Есть тут один плохиш по имени Сэм Смит. Он и бандитом стал чуть ли не насильно, и больше "грязный" авантюрист, чем классический бандюга, а главное - он может и ограбить, и убить, и доброе дело сделать. А может сначала протянуть руку помощи, а впоследствии передумать и запросить за труды такую плату, что это будет больше, чем ограбление. Короче, вот он - очень интересная натура, сложная и не заклешировання. Сильно вытягивал повествование.
Ну и сама Африка, безусловно. Она всегда привлекательна, в любом виде. Почти как Австралия.
Мне почему-то кажется, что эти твои минусы можно спокойно вывалить под «Копи», и они подойдут практически идеально. Ну, первый пункт 100%))
@nikfrock, да, первый пункт точно совпадает. А вот другие нет. Повторов в Копях не было, и зверюшек не стреляли, только людей, но ту другое, люди же не животные))
И в Копях за одну только бабку-шаманку я накрутил много баллов. Она нестандартная для такой литературы того времени. Было бы тут Смита много, я бы тоже может не вякал.)) Хотя откаты назад таки убивали.)