Рецензия на книгу Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном от neveroff

После нашумевшего дебюта миссис Сеттерфилд Тринадцатая сказка очень долго опасался продолжать знакомство - ожидал разочарования. Скажем так - были предпосылки. Очень рад, что ошибся и вторая книга вышла не хуже первой. Только нужно учитывать - она совершенно иная. Если "Сказка" была написана по канонам готики, с загадками и в стиле сестер Бронте, то в данном случае перед нами чисто диккенсовский роман, естественно, с учетом, что это иной автор и иной век. Но Диккенс тут - в каждом абзаце. Настолько, что я даже решил перечитать Дэвид Копперфилд.
Действие начинается с читательского знакомства с главным героем, которого зовут Уильям Беллмен. Сначала это обычный английский мальчишка, гоняющий с друзьями по полям и развлекающийся обычными пацанскими шалостями. В том числе - хулиганскими. И вот однажды на спор, что он очень меткий, а его рогатка "дальнобойная", мальчонка насмерть убивает грача. Важно отметить как писательница красочно описывает весь этот момент: от ярого желания Уильяма, чтобы птица улетела раньше, чем долетит камень, до более важного - такой дальний выстрел вообще крайне маловероятен сам по себе. Так что мистическая составляющая (но в рамках реализма) нас находит с первых страниц.
А дальше - больше: перед нами вся жизнь мистера Беллмена. Его успехи и семейное счастье, его доброта и взаимовыручка, его самоотдача работе... И его взаимоотношения с главным бедствием Британии 19-го столетия - с холерой. И вот мы подходим к ключевому моменту, второму главному персонажу из заглавия книги - мистеру Блэку. Мужчины встречаются и о чем-то договариваются. После этого в жизни Беллмена происходят странные вещи, которые можно охарактеризовать самые настоящие чудеса. А вот Блэка больше никто не видит...
Что же происходит? Детское преступление против доброты (ненужное убийство птицы) превращается в преступление против нравственности, против самого себя, предательство того, что тебе важно и дорого, ради чего жил и живешь. Или всё не так и ничего плохого не происходит? Эта дилемма держит в напряжении всю книгу. А Беллмен потихонечку начинает напоминать опять-таки диккенсовского персонажа - Скруджа, только в молодости, когда тот еще не стал однозначным скупердяем, но уже демонстрировал талант бизнесмена.
Усугубляет ситуацию то, что ни читатель, ни сам Уильям конкретных условий договора не знает! Он ничего не подписывал, просто поговорил. Обязательно ли выполнять такие соглашения? И снова дилемма, и снова баланс между преступлением и мастерским обхождением закона. Что выберет мистер Беллмен, какой он на самом деле?
И кто такой этот Блэк, весь одетый в черное, чей облик невозможно описать, т.к. он стирается из памяти? Может - дьявол? Или - совесть Уильяма? А может он его личное альтер-эго, как мистер Хайд у доктора Джекилла? И причем тут грачи, о которых Диана Сеттерфилд нам напоминает без остановки? Кстати, при упоминании этих грачей всё время рассказываются о птицах какие-либо любопытные факты, что еще больше добавляет интереса к роману.
В общем, писательница умела нагнетает интригу, в своем привычном стиле. Повторюсь, на мой вкус - ничуть не хуже "Тринадцатой сказки", просто другой жанр книги.
Но важно учесть: книга хорошо пойдет любителям размеренного, очень неспешного повествования, с определенной долей затягивания (специального, для создания четкой детализации картинки); любителям литературы, где атмосфера на несколько порядков важнее событий; поклонникам викторианской эпохи, готовых вытерпеть многое ради мысленного погружения в тот период времени и в ту обстановку. Это не детектив и не мистика, это просто история. Драма, трагедия, философия, сказка или что-то еще - каждый решит сам.
Добавлю напоследок, что я планировал поставить "твердую семерочку". Но слова Сеттерфилд в концовке, про "мысли после последней строки книги" просто заставили поставить максимальную оценку (в моем понимании это "восемь"). Эти слова не просто интересные, они таки сработали: после окончания романа мысли о нем, о его персонажах, о возможных вариациях понимания соглашения Беллмена и Блэка, а также вообще всех происшествий просто водопадом накрыли меня и заставляют думать, гадать, размышлять.