Рецензия на книгу Петровы в гриппе и вокруг него от lanalana

#книжный_марафон2020.
#Пуффендуй_Д
Сюрреализм по-русски. Посмотрим, что это за зверь. Сюжет укладывается в несколько дней и особым разнообразием не блещет. Есть семья автослесаря Петрова, которая накануне новогодних праздников заболевает гриппом. Заболел сам Петров, бывшая жена, с которой он продолжает общаться и сын. Все естественно Петровы. На первый взгляд обычная семья, но на самом деле... а жена вообще... продолжать не стану, иначе спойлер и неинтересно. В общем, семейка та ещё. И самое неприятное в романе — это то, что действие попеременно скачет от одного члена семьи к другому, из настоящего в будущее. И действительно возникает ощущение, что ты гриппуешь, а текст не что иное, как горячечный бред.
Петров — очень интересный человек. На работе — автослесарь, работяга, а в свободное время — книгоман и художник, рисующий комиксы. При этом чтение его не легкомысленно. Он любит и серьёзные романы, классику. И этот внутренний художник никак не может смириться с серостью и убогостью окружающего мира. Но его протест внутренний, не выливающийся в реальный бунт. С детства Петров плывёт по течению и живёт так, как получается, покорно. В отличии от своей жены, переживающей убогость мира не внутри себя, а выплёскивая эмоции наружу.
И вот тут-то при сравнении таких одинаковых, но в чём-то кардинально различных родственников и друзьях героя начинаешь думать, а что это было и было ли вообще? Что если все эти люди лишь плод воображения организма, наполненного водкой и захваченного вирусом гриппа? Те грани характера Петрова, которые скрыты глубоко внутри? Ведь если очень долго сдерживать в себе недовольство миром, то однажды оно прорвётся наружу в такой форме. Каждый поймёт происходящее по-своему. Лично я склоняюсь именно к этой версии.
Я бы не назвала это сюрреализмом, по крайней мере классическим как у Виана в «Пене дней». У Виана чистый сюрреализм, смешанный с сатирой на общество. У Сальникова нет намёка на сатиру (либо она такая тонкая, что незаметно). И всё происходящее я бы отнесла либо к магическому реализму, либо (скорее всего) к экзистенциализму. Если у Виана эмоции и мысли передаются внешним путём через предметы, то у Сальникова главное не вещь, а мысль. И у того и у другого есть идея иррациональности человеческого существования, иллюзорности и трагичности, беззащитности одного перед обществом. Только вот у Виана слишком много всего необычного и его читаешь как сказку, а Сальников более жизненный. Да, у него люди совершают странные поступки, но цветы из автоматов не растут и в груди не распускаются.