Рецензия на книгу Сто лет одиночества от neveroff

"Литература — самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми". (с)
Не помню, является ли Габриэль Гарсиа Маркес отцом жанра магический реализм, но королем его он точно стал. По сути, как ни крути, а все книги magreal подсознательно сравниваются с этим романом. Я лично его ставлю в один ряд с Дом духов Исабель Альенде и Дети полуночи Салмана Рушди, хоть и тронул поменьше, чем они.
Книга показывает бесконечную череду поколений семьи Буэндиа, основавших городок Макондо. Люди сменяют друг друга, года обгоняют десятилетия, вершатся революции и государственные перевороты, рождаются и умирают новые члены клана, но каждый остается исключительно одиноким и по своему несчастным. Это особенность, или проклятие, семьи. Иногда такое одиночество чисто внутреннее, только косвенно сказывающееся на окружающих. Иногда оно - сама суть человека. Кто-то пытается сбежать из дома и даже страны, но всегда возвращается, и всегда одиночество остается альтер-эго каждого человека.
На самом деле фабула, да и сюжет как таковой меня трогают не слишком. Главное, что цепляет - тот самый магический реализм. Предчувствия, предсказания, воскрешения - все это так волшебно описано и искусно вплетено в обычную реалистичную жизнь, что воспринимается не просто естественно, а как само собой разумеющееся. Чем и привлекает жанр: доказательная картинка того, что в этом мире возможно вообще всё.
Сказать, что читать книгу непросто - ничего не сказать. Событий очень много, а персонажей еще больше. И у них одни и те же имена: в семье называют в честь дедушек, бабушек, теть и дядь, поэтому на страницах будет несколько Урсул, Амарант, Хосе Аркадио, Аурелиано и т.д. А т.к. периодически вспоминаются прошлые поколения, то иногда приходится останавливаться и задумываться - про которого собственно речь. И так на протяжении семи поколений.
Зато точно найдется персонаж, который окажется читателю наиболее интересным. Для меня такими стали "королева-матка" Урсула Игуаран, последний взрослый представить рода Аурелиано Вавилонья и инфантильная или умственно отсталая, а на самом деле, пожалуй, самая магическая героиня книги - Ремедиос Прекрасная.
Вторая сложность станет преградой любителям динамики. Роман очень тягучий, насыщенный и расплывающийся. как патока под южноамериканским солнцем в послеобеденную сиесту. Мне это показалось даже плюсом, но не все со мной согласятся, в этом я уверен.
Книга печальная, о трагических судьбах, с глубоким налетом безнадежности, что было даже предначертано в старинных фолиантах: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи». Но при этом я воспринимаю произведение не как трагедию или драму, а как общую картину мира. Всегда есть место смертям и рождению, любви и предательству, войнам и встречам, болезням и разочарованиям. А одиночество... Оно в нашей голове, полагаю. Можно быть одному и чувствовать себя насыщенным общением, а можно жить в окружении друзей и родных, даже любящих, а быть одиноким. Потому что дело не в них, а в нас.
Что ж такое? У меня обычно проблемы с именами даже когда просто на одну и ту же букву они. А тут ну вообще никаких проблем с запоминанием героев не было.
И про плюс тягучести...Я настолько с тобой согласна, потому что моё любимое место в романе - дождь в Макондо :)
Вот я этого примерно именно и ищу в магреалистических книгах.)
@rina_rot, да уж, дождь и муравьи... Меня еще нескончаемые революции и войны либералов с консерваторами весьма интриговали. И цыгане.
И близнецы трижды менявшиеся местами...
А вот имена путали меня. Притом что как раз испанские имена люблю и они были понятны, но какой конкретно Аурелиано или Аркадио сейчас на переднем плане все время приходилось вычислять...