Рецензия на книгу HHhH от alalila

Всю свою читательскую «карьеру» я старательно уклоняюсь от книг о войне. Школьной программе всё же несколько раз удалось попасть в меня, но не более, чем дробью рассказов. Но мне этого каждый раз хватало надолго. И к чтению этой книги шла несколько лет. Сначала меня зацепило название, затем обложка в книжном магазине и только потом я прочла аннотацию и поняла, что, кажется, влипла. Но книга неотступно напоминала о себе в течение года, а потом мне подарила её подруга, и тут уже ничего не оставалось, кроме как прочесть её.
И одновременно книга оправдала и превзошла ожидания. Я получила ту безмерную дозу сострадания и боли миллионов людей, но автор проделал это так аккуратно, что я, заворожённая, уже сама шла навстречу.
Как и почти любая книга о войне, это очень гуманистическая история. Автор не позволяет себе ни слова в оправдание ни одной из сторон. Предательство клеймится позором, убийство не заслуживает ничего, кроме ненависти. Будь это полностью выдуманная история, герои жили бы долго и счастливо, а силы зла оказались бы повержены. И как бы я этого хотела! Но перед нами документальный роман. И реальность часто не так справедлива, как нам бы хотелось. Злодеи иногда уходят от ответственности и мирно пишут мемуары на старости лет, в то время как герои умирают страшной смертью молодыми.
Автор берётся рассказать нам о, казалось бы, коротком эпизоде: убийстве Гейдриха чешскими патриотами (к своему стыду я даже не знала, что этот эпизод в принципе имел место быть). Но прежде, чем перейти к основному действию, развернувшемуся в сорок втором году в Праге, автор рассказывает нам всё, что привело к случившемуся.
И начинает он с самого начала войны и даже раньше. Признаюсь, из этой книги я узнала о войне чуть ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Но, с другой стороны, я никогда не интересовалась этим периодом истории.
Также в этой книге помимо исторического романа содержится ещё один – о том, как автор писал свой роман. Словно ты смотришь фильм, а рядом сидит режиссёр и каждую минуту останавливает его, чтобы рассказать интересный факт, показать вырезанную сцену или рассказать, как это было снято. И подмигивает: «Круто получилось, да?». Я сама смотрю фильмы примерно также, поэтому меня это не отвлекало. Даже наоборот обилие небольших вставок про третьестепенных персонажей или вовсе не связанных с основным сюжетом историй придаёт произведению глубину. Это второй, третий, десятый план. Мелкая деталька, выписанная на заднем фоне. Но она придаёт достоверности происходящему. Делает его ближе к тебе.
Ещё более личной эту историю делают авторские ремарки. Только сейчас вспомнила, где видела этот приём раньше – Шарлотта. Там автор тоже рассказывал, как посещал места, связанные с его историей и раскапывал подробности. Здесь, помимо очевидных связей с историей Йозева Габчека и Яна Кубиша, автор рассказывает про своих девушек, книги которые он читает, фильмы, споры с редактором и личные переживания. Но, удивительно, это обилие почти дневниковых записей не режет глаз. Автор не даёт тебе остаться один на один с ужасом прошедшей войны. Он словно держит тебя за руку и проводит сквозь эту историю, полную боли и ужаса.
Дочитав, я ещё долго ходила потерянная, не зная, за какую книгу браться дальше. Ни одна из сотен выдуманных историй не может соперничать с жизнью и её трагедией.
а я обожаю книги о войне, поэтому с удовольствием в хотелки