Рецензия на книгу Пассажир от Frogg_n

— Убийство — довольно странный повод для знакомства.
— Всё зависит от того, что последует дальше.
22 июля 2020 г.
Дорогой Детектив Энч!
Я надеюсь, ты не ушёл полностью на покой, точнее, на проклятущую пенсию, когда решил, что с тебя хватит всяких «пафосных детективчиков и жалких триллеров» — помню слово в слово, будто это было вчера во время дружеского ужина... Но не будем о минувшем: кто старое помянет, тому глаз вон. А мне мои глаза ещё пригодятся. Да и тебе, впрочем, тоже, если ты ответишь на моё письмо согласием.
Так вот, нашли труп омертвлённого насильственной смертью бродяжки, но не стану же я дёргать тебя по всяким вздорным пустякам? Дело в том, что убийство это далеко не простое — это прямо-таки настоящий Минотавр, шутка ли! Минотавр современности, затерянный в хитросплетении железнодорожных путей — в лабиринте. Наши ребятки начинают копать, куют дело изо всех сил, покуда горячо — да ты сам всё прекрасно знаешь, друг, не раз и не два мы с тобой вместе ныряли в расследование с головой ради выяснения правды и торжества справедливости.
Но дело, мягко говоря, складывается довольно-таки скверно: мы натыкаемся и на другие преступления, примечательно, что все они с ярко выраженной древнегреческой мифологической подоплекой: зарезанный Минотавр, обгоревший Икар, оскоплённый Уран. Здесь таится ад, а сам убийца с Олимпа (Аид?). Действующие лица — отец и сын. Могущественный и многоопытный отец. И жалкий звероподобный сын. Каждая история — это история сына. Сына-чудовища, разрушителя, неудачника. Что же это такое? Где ложь, где правда — я уже и сам не уверен, что знаю ответы на эти вопросы. Безусловно, сейчас я как никогда нуждаюсь в твоей помощи. И не только я.
Позволь сказать пару слов о Матиасе Фрере, дежурном психиатре, которому снится залитая солнцем стена. Стена без начала и конца. Стена — целая вселенная. Гладкая, слепяще-яркая, равнодушная… Он гонится за собственной тенью в бесплотных попытках. Ты должен ему помочь разобраться во всём, ибо Матиас осознал, что у него ярко выраженная реакция бегства, так называемый синдром «пассажира без багажа». Придётся, правда, помотаться немного по Франции и её городам по схеме Бордо—Марсель—Ницце—Париж—Пантен. Да и твой попутчик-психиатр не так уж прост, не забывай, он — matriochka — матрёшка: и полечить успел, и диссертации написать, и книжки научные издать, и фальшивые доки толкнуть, и намалевать творческие автопортреты в психушке, и побомжевать, и опять полечить…Только коня на скаку не остановил да в горящую избу заглянуть не успел, однако это не к спеху, у него ж ещё куча попыток и возможностей.
Да и так, больно уж умный да сообразительный, хотя вёл тихую жизнь доктора, а тут чуть ли не всемирные шпионские чакры в один миг пооткрывались и месье Фрер успешно познал дзен ниндзя. Только и поспевайте ловить финты докторские — с машиной, кредиткой, телефоном. Он же впервые в стрессовой ситуации, ему страшно, откуда такой расчёт и обдуманность своих действий… СЕРЬЁЗНО?
Помимо всего прочего Фрер успешно пережил пять (П Я Т Ь) покушений профессиональных киллеров, возможно, бывших военных, асов своего дела. Невероятная везучесть, неуязвимость и неуловимость — вот на каких китах зиждется Матиас. То люди в чёрном с лёгкостью устраняют две цели, а третью — обычного психиатра сорока лет — хрен там, он ещё и удрать умудряется, то в обычном туалете жертва избегает когтей и лап хищников, то оружие заедает. НЕТ, НУ СЕРЬЁЗНО???
Подсобить тебе в этом нелёгком деле вызвалась Анаис Шатле, капитан полиции Бордо — эка невидаль, в двадцать девять лет, а уже капитан! Между нами говоря, очень уж нервно подорванная женщина — просто выбирать не проходится: завалила разговор с врачом — любителем гольфа (ведь буржуазия в чистом виде!), с фермером, поклонником корриды (а быки гомики!!), что уж потом было и вспомнить страшно... Вообще, у Анаис какие-то тайные тёрки с отцом, но ты не наседай, она после обязательно расскажет (через тыщу письменных страниц, но это я утрирую, конечно). А так в придачу милый дополнительный букетик от этой девушки: детские наскоки и грошовые провокации вкупе с подростковым бунтом вместо серьёзного уголовного расследования. На задворках услышишь про неё что-то в духе «Три мушкетёра и Анаис» или «Анаис и сорок разбойников».
И теперь пришло время тебе сесть и написать ответное письмо для меня. С нетерпением ожидаю. Пора приступать к решению головоломки. Ты больше не отсутствующий. Твой вид более не говорит другим, будто ты не здесь, а где-то ещё. Вернее сказать, нигде. С моим письмом к тебе вернулся свет. Боги пишут свою историю. Это всё боги и их история. Эвридика и Орфей. Убийца — Аид.
Искренне твой,
Ю-эн-ви.
P.S. Он ошибался. Ошибался с самого начала. Он — вечный пассажир. Конечного пункта назначения не существует.
Расследование начнётся сначала, всё с той же надеждой обрести своё истинное «я». Но этого «я» уже не существует. Он утратил его навсегда.
Это Зеро :-). Я вернулся к началу.
P.P.S. Пассажир — приятно, что это оказался очень даже динамичный роман от французского писателя Гранже, читать которого меня не тянет от слова совсем — я предпочту Франка Тилье в 9 из 10 случаев, но помня положительные впечатления других читателей, я решилась с неуверенностью — парадокс.
И была в шоковом состоянии. На часах 5 утра, я читаю… и кого? Гранже! Гранже, который меня своей книгой Пурпурные реки не впечатлил — помню только детектива-араба с косичками, тяжёлыми ботинками и неординарными способами расследования. Ну и немного развязку.
А в «Пассажире» Гранже был прям белиссимо. В меру, то есть не шедевр, но читать интересно. Не скажу, кстати, что главные персонажи пришлись по душе — показалось, что герой какой-то блёклый (или это было специально, раз Фрер — пассажир?), Анаис вообще странная — перекати-поле, но вот сюжет увлекательный, читаешь и оторваться сложно, пускай хоть на несколько минут, хоть на пару часов.
Концовка сначала ввела в ступор. Автор развёл читателей как лохов, думая заработать денежку? Или что это было? Он сдулся? Но потом вспомнила про строчки в романе о том, что Матиас будет вынужден начинать всё заново при любом исходе. Что ж, тогда становится более понятен авторский ход-выпад. Но даже с «Пассажиром» не думаю, что буду читать ещё Гранже. В ближайшее время — точно.
«Нельзя верить тому, что видишь. Мои картины — не более чем исправление ошибки».
#евротур_Словакия (В сюжете книги есть преступление — убийства.)