Рецензия на книгу Невидимые города от alyonaivanishko

написала рецензию14 января 2021 22:33
Оценка книге:
9/10

Я не знаю, что такого сделала в этой или прошлых жизнях Наталия Александровна Ставровская, переводчик этого романа, но её душа очень высоко ценится у дьявола, другого объяснения, как можно было сотворить настолько потрясающий текст, у меня нет.

И я с лёгкой руки ставлю эти дифирамбы вперёд рассказа о самом романе или его авторе, ибо каждый абзац книги настолько поэтичный, что захочешь разогнаться – не получится, темп задан, и текст сам укладывается в ритм.
Кроме переведёной ею же дилогии Таверна скрестившихся судеб, я такое встречала пока всего раз в рассказе Сергея Довлатова Блюз для Натэллы. Но сравнение, мягко скажем, нечестное, ведь на одной чаше весов микрорассказ, написанный уже на русском, а на другой – перевод романа, хоть и небольшого, и двух повестей, и это только из того, что я читала.

Эта поэтичность служит идеальным фундаментом для, так называемого, пространства гипертекста, который выстроил Итало Кальвино. Забудьте о сюжете, забудьте о героях и событиях в их жизни, забудьте о фабуле и смыслах на блюде с голубой каёмкой, не пытайтесь определить свою точку в месте или во времени. Всё будет так, как я люблю: вы сразу везде и сразу всегда. Прямо как рассказывают нам хард фантазёры типа Теда Чана в повести История твоей жизни - времени в привычном понимании нет, всё происходит одновременно, и всё застыло в одном мгновении.

Повествование выстраивается на диалоге Кублай-хана и венецианца Марко Поло, в которых путешественник рассказывает монгольскому хану о городах. Эта основа – сама по себе отсылка к книге Марко Поло Книга о разнообразии мира, чья правдивость ставится под сомнения. Но здесь есть очень интересная деталь: венецианец, ещё не умеющий изъясняться на языках Востока, описывает города мимикой, жестами, криками радости и ужаса или игрой с привезёнными предметами.
И решать тут только вам, все рассказы – плоды фантазии европейца или их интерпретация восточным человеком, а может быть и то, и другое, а может вымысла в них нет.

А взгляд на города прекрасен – со стороны пустыни или моря, из прошлого и будущего, во сне и наяву. И каждый город, как картинка, которая так и просится в основу выставки или на стол художнику для вдохновения. А за картинкой вывезенные контрабандой мысли и настроения.

Чем действительно прекрасны постмодернисты, первое прочтение их книг – это только ознакомление с игрой, правила которой они предлагают написать тебе. И каждый следующий раз ты сам выбираешь путь, по которому пройдёшь, и смысл, который в нём отыщешь.

Всегда Ваш,
Алён
#БК_2020
(1. Книга, которую вам подарили)

Саша (@vandal), что тут сказать, ты умеешь делать подарки, в этих двухсот страницах описаний можно поселиться навсегда. Спасибо тебе большое

v v (@vandal)14 января 2021 22:54

Похоже, Кальвино опять смог удивить, построив что-то невероятное. Позабавила идея такого диалога, его даже представить немного сложно. А как монголы понимали, что рассказ именно о городах, а не о чём-то ещё?
Когда-нибудь постараюсь прочитать всё то, что переведено на русский. И Чана тоже)
Не за что.

Ответить

@alyonaivanishko15 января 2021 9:44

@vandal, ты такие вопросы задаёшь, как будто Кальвино хоть когда-нибудь что-нибудь объясняет))
Там два уровня - на первом мы видим хана и венецианца и между ними диалог, который сдобрен комментариями, что языка друг друга они не знают))
На втором уровне просто описания городов в какой-то мифической классификации и мистической последовательности)) Хз, что это означает, поэтому в рецензии не писала, но было очень любопытно воображать себе всякое))
Ранние работы Кальвино мне не особо понравились, а вот поздние, где он постмодерничает, прекрасны)) Надеюсь, и тебе понравится))

Ответить

v v (@vandal)15 января 2021 18:30

@alyonaivanishko, в общем, опять что-то непонятное, но крайне интересное...ну что тут можно сказать...Кальвино - гений.

Ответить

Юлия (@vishenka)16 января 2021 13:33

Мне уже от одной только рецензии ничего не понятно, автор явно не для меня :D
А почему БК прошлогодний, кстати?

Ответить

@alyonaivanishko16 января 2021 13:58

@vishenka, потому что моя задничка не смогла качественно напрячься в прошлом году и использует выигранное на Ридли право пять раз участвовать в завершённых флешмобах)) три из этих пяти уйдут на три книги БК2020))
А автор, да, он из тех, кого очень сложно советовать))

Ответить
Похожие рецензии
@nightka Катерина 17 января 2016
Крайне необычная книга, в которой центральное место занимают несуществующие города. И все они кардинально отличаются от других. В одни хотелось бы попасть, в другие не ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт